Особенности понимания речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть I
- Авторы: Давыдова Е.Ю.1,2, Салимова К.Р.1, Давыдов Д.В.1, Переверзева Д.С.1, Мамохина У.А.1, Данилина К.К.1, Тюшкевич С.А.1, Горбачевская Н.Л.1
- 
							Учреждения: 
							- Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
- ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
 
- Выпуск: Том 49, № 3 (2023)
- Страницы: 23-33
- Раздел: Статьи
- URL: https://cardiosomatics.ru/0131-1646/article/view/663991
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164622600860
- EDN: https://elibrary.ru/GDDUAN
- ID: 663991
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Обсуждается проблема гетерогенности расстройства аутистического спектра (РАС) в плане выраженности аутистических проявлений, когнитивных и речевых способностей у детей с различным уровнем функционирования. Представлены результаты комплексного исследования понимания речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса у младших школьников с РАС. Выявлена связь выраженности аутистических проявлений социально-коммуникативного характера и невербального IQ с различными аспектами понимания речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило различия между подгруппами, свидетельствующие о различных механизмах нарушений. Показаны особенности спектральных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с РАС по сравнению с возрастной нормой, и особенности этих характеристик у исследованных подгрупп. Выявлены различия спектральных характеристик ЭЭГ между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями наблюдается более высокий индекс β2-активности, в подгруппе с более выраженными нарушениями – увеличение медленноволновой активности.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Ю. Давыдова
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ; ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва; Россия, Москва						
К. Р. Салимова
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
Д. В. Давыдов
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
Д. С. Переверзева
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
У. А. Мамохина
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
К. К. Данилина
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
С. А. Тюшкевич
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
Н. Л. Горбачевская
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детейс расстройствами аутистического спектра ФГБОУ ВО МГППУ
														Email: salimovakr@mgppu.ru
				                					                																			                												                								Россия, Москва						
Список литературы
- Levy S.E., Giarelli E., Lee L.C. et al. Autism spectrum disorder and co-occurring developmental, psychiatric, and medical conditions among children in multiple populations of the United States // J. Dev. Behav. Pediatr. 2010. V. 31. № 4. P. 267.
- Norrelgen F., Fernell E., Eriksson M. et al. Children with autism spectrum disorders who do not develop phrase speech in the preschool years // Autism. 2015. V. 19. № 8. P. 934.
- Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal school-aged children with autism spectrum disorder: the neglected end of the spectrum // Autism Res. 2013. V. 6. № 6. P. 468.
- Su P.L., Rogers S.J., Estes A., Yoder P. The role of early social motivation in explaining variability in functional language in toddlers with autism spectrum disorder // Autism. 2020. V. 25. № 1. P. 244.
- Weismer E.S, Lord C., Esler A. Early language patterns of toddlers on the autism spectrum compared to toddlers with developmental delay // J. Autism Dev. Disord. 2010. V. 40. № 10. P. 1259.
- Thurm A., Manwaring S.S., Swineford L., Farmer C. Longitudinal study of symptom severity and language in minimally verbal children with autism // J. Child Psychol. Psychiatry. 2015. V. 56. № 1. P. 97.
- Broome K., McCabe P., Docking K. et al. Speech Abilities in a Heterogeneous Group of Children With Autism // J. Speech Lang. Hear. Res. 2021. V. 64. № 12. P. 4599.
- Charman T., Taylor E., Drew A. et al. Outcome at 7 years of children diagnosed with autism at age 2: Predictive validity of assessments conducted at 2 and 3 years of age and pattern of symptom change over time // J. Child Psychol. Psychiatry. 2005. V. 46. № 5. P. 500.
- Skwerer D., Jordan S.E., Brukilacchio B.H., Tager-Flusberg H. Comparing methods for assessing receptive language skills in minimally verbal children and adolescents with autism spectrum disorders // Autism. 2016. V. 20. № 5. P. 591.
- Gernsbacher M.A., Morson E.M., Grace E.J. Language development in autism / Neurobiology Language. Publisher: Elsevier, 2015. P. 879.
- Goodwin A., Fein D., Naigles L.R. Comprehension of wh-questions precedes their production in typical development and autism spectrum disorders // Autism Res. 2012. V. 5. № 2. P. 109.
- Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 47. № 2. С. 17.
- Key A.P., D’Ambrose S.K. Speech Processing in Autism Spectrum Disorder: An Integrative Review of Auditory Neurophysiology Findings // J. Speech Lang. Hear. Res. 2021. V. 64. № 11. P. 4192.
- Möttönen R, Adank P., Skipper J.I. Sensorimotor Speech Processing: A Brief Introduction to the Special Issue // Brain Lang. 2018. V. 187. P. 18.
- Saltuklaroglu T., Bowers A., Harkrider A.W. et al. EEG mu rhythms: Rich sources of sensorimotor information in speech processing // Brain Lang. 2018. V. 187. P. 41.
- Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24.
- Салимова К.Р. Нейрофизиологические корреляты нарушения развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) // Успехи современной биологии. 2021. Т. 141. № 6. С. 557. Salimova K.R. [Neurophysiological correlates of impared development in autism spectrum disorders (ASD)] // Uspehi Sovremennoi Biologii. 2021. V. 141. № 6. P. 557.
- Xiao Y., Wen T.H., Kupis L. et al. Neural responses to affective speech, including motherese, map onto clinical and social eye tracking profiles in toddlers with ASD // Nat. Hum. Behav. 2022. V. 6. № 3. P. 443.
- Kujala T., Lepistö T., Näätänen R. The neural basis of aberrant speech and audition in autism spectrum disorders // Neurosci. Biobehav. Rev. 2013. V. 37. № 4. P. 697.
- Galilee A., Stefanidou C., McCleery J.P. Atypical speech versus non-speech detection and discrimination in 4- to 6- yr old children with autism spectrum disorder: An ERP study // PLoS One. 2017. V. 12. № 7. P. e0181354.
- Lopukhina A., Chrabaszcz, A., Khudyakova et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” / Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and Atypical Language Development Symposium”. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.
- Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. с англ. Сорокина А.Б., Давыдовой Е.Ю., Салимовой К.Р., Пшеничной Е. [Б.м.]: Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 с. Lord K., Ratter M., DiLavore P. et al. ADOS-2: Plan diagnosticheskogo obsledovaniya pri autizme, 2-ya versiya: Rukovodstvo [The Autism Diagnostic Observation Schedule. 2nd Edition: Manual]. Western Psychological Services: Giunti O.S., 2016. 446 p.
- Сорокин А.Б., Давыдова Е.Ю., Самарина Л.В. и др. Стандартизированные методы диагностики аутизма: опыт использования ADOS-2 и ADI-R // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 1. С. 12.
- Горбачевская Н.Л., Митрофанов А.А. Роль количественных методов анализа электроэнцефалограммы в детской психиатрии // Медицинский алфавит. 2008. Т. 4. № 17. С. 13.
- Переверзева Д.С., Мамохина У.А., Давыдова Е.Ю. и др. Особенности понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 137.
- Masi A., DeMayo M.M., Glozier N., Guastella A.J. An Overview of Autism Spectrum Disorder. Heterogeneity and Treatment Options // Neurosci. Bull. 2017. V. 33. № 2. P. 183.
- Marotta R., Risoleo M.C., Messina G. et al. The Neurochemistry of Autism // Brain Sci. 2020. V. 10. № 3. P. 163.
- Kozhushko N.J., Nagornova Z.V., Evdokimov S.A. et al. Specificity of spontaneous EEG associated with different levels of cognitive and communicative dysfunctions in children // Int. J. Psychophysiol. 2018. V. 128. P. 22.
- Bernier R., Dawson G., Webb S. et al. EEG mu rhythm and imitation impairments in individuals with autism spectrum disorder // Brain Cogn. 2007. V. 64. № 3. P. 228.
- Благосклонова Н.К., Новикова Л.А. Детская клиническая электроэнцефалография. М.: Медицина, 1994. 204 с.
- Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития. Автореф. дис. … докт. биол. наук. М.: МГУ, 2000. 43 с.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 





