Феномен “μάγκας” в эмическом видении греков
- Авторы: Сиднева С.А.1
- 
							Учреждения: 
							- МГУ им. М.В. Ломоносова
 
- Выпуск: № 3 (2025)
- Страницы: 18-30
- Раздел: Специальная тема номера: Антропология криминальности: делинквенция как составляющая традиционной культуры в прошлом и настоящем
- URL: https://cardiosomatics.ru/0869-5415/article/view/689589
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525030024
- EDN: https://elibrary.ru/MSTUFD
- ID: 689589
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Исследование посвящено особому социокультурному феномену μάγκας, сформировавшемуся в низовой среде греческих портовых городов в конце XIX – первой половине XX в. В этот период из-за обеднения деревенского населения в ходе урбанизации и его переселения в поисках лучшей доли в более крупные центры, но главным образом из-за Малоазийской катастрофы 1922 г., вызвавшей приток беженцев из Смирны (Измир) и ее окрестностей в Афины и Пирей, произошла криминализация портовых городов. Mάγκας – это сложнопереводимое на русский язык многозначное слово, которое со временем вышло за пределы своего изначально негативного значения. В данном случае наблюдаются эволюция и метаморфоза понятия: из деклассированного криминального или полукриминального элемента, бродяги, бездельника, временами вора и контрабандиста, завсегдатая дешевых теке – курилен гашиша в Пирее, противостоящего полиции, он превращается в бравого задиру-парня из народа, мало ценящего материальные блага, а иногда и в виртуозного музыканта и исполнителя своеобразного песенно-танцевального жанра “ребетика”, сыгравшего существенную роль в романтизации образа μάγκας. Традиционно в научной литературе большее внимание уделено особенностям жанра греческой ребетики, ее эволюции – от народной до авторской “блатной песни”, изначально презираемой и полузапрещенной в официальной культуре, а затем провозглашенной культурным достоянием Греции. В данной работе ракурс смещен на μάγκας – главного персонажа ребетики, на его бытование в определенной социальной среде и на его восприятие в греческом обществе.
Ключевые слова
Полный текст
 
												
	                        Об авторах
Светлана Александровна Сиднева
МГУ им. М.В. Ломоносова
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: lucia80@mail.ru
				                	ORCID iD: 0000-0002-2937-5434
				                																			                								
к. филол. н., доцент кафедры итальянского языка факультета иностранных языков и регионоведения
Россия, 119991, Москва, Ленинские горы 1Список литературы
- Васильева И.Э., Кисилиер М.Л. Греческая революция как культурный феномен: к проблеме формирования коллективной памяти и локальной идентичности // Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2019. Т. XIII. C. 135–160.
- Risto Pekka Pennanen. Westernisation and Modernisation in Greek Popular Music. PhD diss. abstract. Acta Universitatis Tamperensis, Tampa, 1999.
- Γκοτσίνας Κ. Επί της ουσίας. Αθήνα: Πανεπιστημιακές εκδόσεις Κρήτης, 2021.
- Ζαϊμάκης Γ. Χασισοποσια και ντερβισιλίκι στο Ηράκλειο Κρήτης στο πρώτο μισό του 20ου αιώνα // Ethnologia. 2004–2005. Vol. 11. Σ. 61–87.
- Καραποτόσογλου Κ. Συγκριτικές διερευνήσεις στα νέα ελληνικά // Λεξικογραφικόν δελτίον Ακαδημίας Αθηνών. 1986. Τ. 16. Σ. 267–268.
- Κοροβίνης Θ. Οι Ζεϊμπέκοι της Μικράς Ασίας. Αθήνα: Αγρα, 2005.
- Πετρόπουλος Η. Ρεμπετολογία. Αθήνα: Κέδρος, 2011.
- Τσάκvης Ν. Η Εγκυκλοπαιδία του μάγκα. Αθήνα: Καστανιώτης, 2016.
- Τυροβολά Β. Ελληνικοί αστικολαϊκοί χοροί // Τέχνες II: Επισκόπηση Ελληνικής Μουσικής και Χορού / Συν. Ν. Γύφτουλας και άλλα. Πάτρα: ΕΑΠ; Τόμος E, 2003. Σ. 125–151.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 
