Сравнительный анализ различных способов психофизической реабилитации пациентов с синдромом хронической сердечной недостаточности после перенесенного инфаркта миокарда



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценить влияние различных подходов психофизической реабилитации на качество жизни (КЖ), клинико-инструментальные показатели и прогноз у пациентов пожилого возраста с перенесенным инфарктом миокарда (ИМ) с признаками хронической сердечной недостаточности (ХСН).Методы. Обследованы 148 больных с перенесенным ИМ, страдающих стабильной стенокардией напряжения (ССН) I и II функционального класса (ФК) в сочетании с ХСН (85 пациентов - ССН I ФК и 63 - ССН II ФК). Для решения поставленных в работе задач методом случайной выборки внутри каждой из клинических групп проведено формирование контрольных (1-я подгруппа) и основных (2-я подгруппа) подгрупп, сопоставимых по основным клинико-инструментальным критериям, в зависимости от характера проводимого обучения (индивидуальное или групповое). В основных группах осуществляли индивидуальное обучение пациентов на основе модели эффективного врачебного консультирования. В контрольных группах реализована классическая групповая модель обучения. Основным методом исследования для всех групп больных был метод клинического анализа. Он включал значимый клинический результат: повышение КЖ в основных группах и группах контроля до и после вмешательства, повышение толерантности к физической нагрузке или уменьшение ФК стенокардии и ХСН.Результаты. Представленные показатели доказывают, что вмешательство врача первичного звена в естественное течение ХСН I ФК после перенесенного ИМ у пациентов основной подгруппы, основанное на применении индивидуального метода обучения с использованием активного амбулаторного наблюдения, является эффективным в соответствии с критериями доказательной медицины, о чем свидетельствует снижение относительного риска более чем на 50%, достижение уровня отношения шансов от 0 до 1 и ЧБНЛ (число больных, которых необходимо лечить определенным методом в течение заданного времени, чтобы предотвратить неблагоприятный исход у одного больного) ≈2,6. При ХСН II ФК в основной подгруппе (31 человек) ожидаемый удовлетворительный результат - улучшение клинико-психологической симптоматики, улучшение КЖ у 17 (54,8%) пациентов; неудовлетворительный результат (отсутствие эффективного влияния на клинико-психологическую симптоматику, увеличение ФК ХСН, снижение КЖ) - у 14 (45,4%) пациентов. При ХСН II ФК контрольной подгруппы (32 человека) ожидаемый неудовлетворительный результат (отсутствие эффекта от проведения реабилитации и/или увеличение ФК стенокардии и/или ХСН, снижение уровня КЖ) - 24 (75%) человека. Возможный удовлетворительный результат - 8 (25%) человек. Выводы. Представленные показатели доказывают, что вмешательство врача первичного звена в естественное течение ХСН II ФК после перенесенного ИМ у пациентов основной подгруппы, основанное на применении индивидуального метода обучения с использованием активного амбулаторного наблюдения, является эффективным в соответствии с критериями доказательной медицины.

Полный текст

Цель. Оценить влияние различных подходов психофизической реабилитации на качество жизни (КЖ), клинико-инструментальные показатели и прогноз у пациентов пожилого возраста с перенесенным ин- фарктом миокарда (ИМ) с признаками хронической сердечной недостаточности (ХСН). Методы. Обследованы 148 больных с перенесенным ИМ, страдающих стабильной стенокардией напря- жения (ССН) I и II функционального класса (ФК) в сочетании с ХСН (85 пациентов - ССН I ФК и 63 - ССН II ФК). Для решения поставленных в работе задач методом случайной выборки внутри каждой из клиниче- ских групп проведено формирование контрольных (1-я подгруппа) и основных (2-я подгруппа) подгрупп, сопоставимых по основным клинико-инструментальным критериям, в зависимости от характера прово- димого обучения (индивидуальное или групповое). В основных группах осуществляли индивидуальное об- учение пациентов на основе модели эффективного врачебного консультирования. В контрольных группах реализована классическая групповая модель обучения. Основным методом исследования для всех групп больных был метод клинического анализа. Он включал значимый клинический результат: повышение КЖ в основных группах и группах контроля до и после вмешательства, повышение толерантности к физиче- ской нагрузке или уменьшение ФК стенокардии и ХСН. Результаты. Представленные показатели доказывают, что вмешательство врача первичного звена в естественное течение ХСН I ФК после перенесенного ИМ у пациентов основной подгруппы, основанное на применении индивидуального метода обучения с использованием активного амбулаторного наблю- дения, является эффективным в соответствии с критериями доказательной медицины, о чем свидетель- ствует снижение относительного риска более чем на 50%, достижение уровня отношения шансов от 0 до 1 и ЧБНЛ (число больных, которых необходимо лечить определенным методом в течение заданного времени, чтобы предотвратить неблагоприятный исход у одного больного) ≈2,6. При ХСН II ФК в основ- ной подгруппе (31 человек) ожидаемый удовлетворительный результат - улучшение клинико-психоло- гической симптоматики, улучшение КЖ у 17 (54,8%) пациентов; неудовлетворительный результат (от- сутствие эффективного влияния на клинико-психологическую симптоматику, увеличение ФК ХСН, сни- жение КЖ) - у 14 (45,4%) пациентов. При ХСН II ФК контрольной подгруппы (32 человека) ожидаемый неудовлетворительный результат (отсутствие эффекта от проведения реабилитации и/или увеличение ФК стенокардии и/или ХСН, снижение уровня КЖ) - 24 (75%) человека. Возможный удовлетворитель- ный результат - 8 (25%) человек. X Н А У Ч Н О - П Р А К Т И Ч Е С К А Я К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я Выводы. Представленные показатели доказывают, что вмешательство врача первичного звена в есте- ственное течение ХСН II ФК после перенесенного ИМ у пациентов основной подгруппы, основанное на применении индивидуального метода обучения с использованием активного амбулаторного наблюдения, является эффективным в соответствии с критериями доказательной медицины.
×

Об авторах

Н. П Корженков

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ, Москва

М. А Осадчук

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ, Москва

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 64546 от 22.01.2016. 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах