Оценка эффективности образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных артериальной гипертонией



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ). Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (KРKA, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения. Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (p<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1-группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (p<0,05). Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.

Полный текст

Цель. Изучение влияния образовательной программы «Школа гипертоника» на качество жизни больных эссенциальной артериальной гипертонией (ЭАГ). Материал и методы. Обследованы 98 больных ЭАГ 1-2-й степени (по классификации ВОЗ-МОАГ 1999 г.). Средний возраст больных составил 55±4,2 года. Длительность заболевания - от 6 до 15 лет. Все больные принимали препарат Энап (KРKA, Словения) в среднесуточной дозе 5-10 мг. Больные были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 48 больных, которые принимали Энап, 2-ю - 50 больных, которые посещали образовательную программу «Школа гипертоника», организованную в 46-й городской поликлинике г. Ташкента. Качество жизни (КЖ) больных изучалось анкетированием с помощью специального опросника по изучению КЖ, предложенного ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины» Минздрава России (2002 г.), который состоит из 17 вопросов, позволяющих оценить такие параметры КЖ, как физическая активность (ФА), эмоциональное состояние (ЭС), энергичность (Э), социальная адаптация (СА). Показатели КЖ оценивались исходно и через 6 мес в динамике наблюдения. Результаты. Контроль за уровнем артериального давления (АД) является ключевым инструментом в достижении основной цели в лечении АГ - снижении риска развития сердечно-сосудистых осложнений и улучшения прогноза. У больных на фоне 6-месячного лечения эналаприлом отмечалось достоверное снижение систолического АД на 7,8% и диастолического - на 7,6% соответственно (p<0,05). Результаты исследования показали, что на фоне 6-месячной терапии эналаприлом КЖ, оцениваемое с помощью опросника, сопровождалось достоверным увеличением показателей ФА на 30%, ЭС - на 29,6%, Э - на 27,6%, СА - на 29,7% соответственно, что сопровождалось увеличением суммарного индекса (СИ) КЖ на 29,3% по сравнению с исходными показателями. У больных 2-й группы показатели КЖ были достоверно выше по сравнению с показателями 1-группы: ФА увеличилась на 38%, ЭС - на 34,9%, Э - на 35,2%, СА - на 34,7% по сравнению с исходным соответственно. Улучшение данных показателей сопровождалось увеличением СИ КЖ на 36,3% (p<0,05). Заключение. Обучение больных АГ по образовательной программе «Школа гипертоника» наряду с приемом гипотензивных препаратов способствует улучшению КЖ больных.
×

Об авторах

У. К Камилова

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия

Ташкент, Узбекистан

Д. З Ярмухамедова

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия

Ташкент, Узбекистан

Г. В Каримова

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия

Ташкент, Узбекистан

Д. Р Наджимутдинова

АО «Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр терапии и медицинской реабилитации»; Ташкентская медицинская академия

Ташкент, Узбекистан

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 64546 от 22.01.2016. 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах