Факторы риска и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - проанализировать факторы риска, психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), оценить сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией (АГ). Материалы и методы. В исследование были включены работники железнодорожного транспорта: 50 пациентов с АГ, 45 человек с факторами сердечно-сосудистого риска без АГ, 20 - здоровые добровольцы. Оценивались уровни домашнего и офисного артериального давления (АД), изучались антропометрические показатели, уровни общего холестерина и глюкозы плазмы крови натощак, анамнестические данные: отягощенная наследственность, статус курения. Оценка 10-летнего риска смерти от ССЗ у лиц без клинических проявлений атеросклероза 40 лет и старше проводилась по шкале SCORE. Оценка тревожно-депрессивных расстройств проводилась с использованием шкалы личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина и шкалы депрессии Бека. Результаты. Полученные основные клинические и лабораторные данные у обследованных пациентов демонстрируют значимое (р<0,05) увеличение показателей домашнего и офисного АД. Среди традиционных факторов риска ССЗ в 1 и 2-й группах чаще всего встречались отягощенная наследственность, ожирение и курение. Среди работников железнодорожного транспорта с АГ было определено, что преобладает умеренный риск по шкале SCORE, высокий риск развития фатальных событий в течение 10 лет имеют 10% обследованных 1-й группы. В 1 и 2-й группах данные оценки тревожно-депрессивных расстройств были значимо (р<0,05) выше. Чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE, коэффициент корреляции составил 0,77 при p<0,05. Выявлена взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями офисного систолического АД в первой группе: коэффициенты корреляции ситуативная (r=0,71) и личностная (r=0,64) тревожности (p<0,05). Выводы. Сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников железнодорожного транспорта с АГ преимущественно умеренный, также встречаются лица с высоким уровнем риска. Чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE в обеих группах. Уровень тревожно-депрессивных расстройств значимо выше в сравнении с контрольной группой, у работников железнодорожного транспорта с АГ уровень офисного систолического АД взаимосвязан с уровнем ситуативной и личностной тревожности.

Полный текст

Введение В Российской Федерации на первом месте в структуре заболеваемости находятся сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). По данным Росстата в 2000 г. они составляли 10,5%, а в 2010 г. - 14,34% [1]. Артериальная гипертензия (АГ) занимает одно из ведущих мест среди ССЗ [2]. В целом распространенность АГ находится в диапазоне 30-45% общей популяции, с резким возрастанием по мере старения. В условиях преобразований в системе железнодорожного транспорта (ЖДТ) становится очевидной необходимость разработки и внедрения новых подходов к совершенствованию методологии сохранения и укрепления здоровья работающего населения, организационных форм профилактики АГ, оздоровления и восстановительного лечения [3]. Показано, что стресс связан с факторами образа жизни, такими как физическая активность, курение, потребление алкоголя, и повышенной массой тела [4-6], влияние на биологические факторы риска, если таковые имеются, особенно клиническое артериальное давление (АД), липиды крови и глюкозу крови, остается спорным [7-10]. Лица с высоким уровнем психоэмоционального напряжения на рабочем месте, в первую очередь машинисты и их помощники, по ССЗ занимают 1-е место среди работников ЖДТ [11]. Факторы риска у работников ЖДТ оказывают неблагоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему [12, 13]. При обследовании контингентов, имеющих повышенный риск ССЗ, необходимо использовать профилактические программы для снижения сердечно-сосудистой заболеваемости [14]. Изложенные данные определяют актуальность данного исследования у работников ЖДТ. Цель исследования - проанализировать факторы риска и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие ССЗ и оценить сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников ЖДТ с АГ. Материалы и методы В исследование были включены работники ЖДТ (работники локомотивных бригад): мужчины 20-59 лет. Все обследованные были разделены на 2 группы: 1-ю группу (n=50, средний возраст 49±7 лет) составили работники ЖДТ с АГ 1 и 2-й степени (гипертоническая болезнь I и II стадии). Вторая группа - это работники ЖДТ с наличием факторов риска, не имеющие АГ (n=45, средний возраст 44±9 лет), учитывались пациенты, имеющие хотя бы один фактор сердечно-сосудистого риска. В контрольную группу вошли 20 практически здоровых добровольцев в возрасте 38±8 лет. Критерии исключения: острый инфаркт миокарда, стенокардия напряжения III-IV функционального класса, хроническая сердечная недостаточность III-IV функционального класса, пороки сердца, нарушения сердечного ритма, а также фибрилляция и трепетание предсердий, врожденные и приобретенные пороки сердца, заболевания бронхолегочной системы, почечная или печеночная недостаточность, онкологические заболевания, отказ от участия в исследовании. Для определения факторов риска ССЗ определяли уровень АД (по показателям домашнего мониторирования и офисного АД) согласно рекомендациям Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) по диагностике и лечению АГ от 2013 г. [2]. Изучались антропометрические показатели (индекс массы тела - ИМТ) - для выявления избыточной массы тела и ожирения, показатели общего холестерина, глюкозы плазмы крови натощак, учитывались анамнестические данные: отягощенная наследственность, статус курения. Оценка 10-летнего риска смерти от ССЗ у лиц без клинических проявлений атеросклероза 40 лет и старше проводилась по шкале SCORE (Systematic COronary Risk Evaluation) для стран с высоким риском, для лиц моложе 40 лет оценивался риск по шкале оценки относительного риска развития сердечно-сосудистых осложнений для лиц моложе 40 лет [15]. Оценка тревожно-депрессивных расстройств проводилась с использованием шкалы личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина и шкалы депрессии Бека. Все обследуемые подписывали информированное согласие на участие в исследовании. Обследуемые 1-й группы принимали антигипертензивную терапию в виде ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента, диуретиков и их комбинации по показаниям. У пациентов, получавших гипотензивную терапию, степень АГ устанавливали на основании клинической истории, уровней АД в период наблюдения. Прием гиполипидемических препаратов в 1 и 2-й группах на момент исследования не регистрировался. Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы StatSoft Statistica 7, уровень значимости был принят при p<0,05. Непрерывные величины представлены в виде средней (M) и стандартного отклонения (SD), качественные характеристики выражены в абсолютных и процентных значениях. Оценка корреляционных связей между парами количественных признаков осуществлялась с использованием непараметрического коэффициента Спирмана, уровень значимости был принят при p<0,05. Результаты Полученные основные клинические и лабораторные данные у обследованных пациентов (табл. 1) демонстрируют значимое (р<0,05) увеличение показателей домашнего и офисного АД, а также ИМТ у работников ЖДТ с АГ в сравнении с контрольной группой. У лиц с факторами риска, но без АГ данные показатели значимо не отличались от контрольной группы. Среди традиционных факторов риска ССЗ в 1 и 2-й группах чаще всего встречались отягощенная наследственность, ожирение и курение (рис. 1). У работников ЖДТ старше 40 лет в 1 и 2-й группах был спрогнозирован 10-летний риск развития фатальных событий по шкале SCORE (рис. 2). Среди работников ЖДТ с АГ было определено, что преобладает умеренный риск. Высокий риск развития фатальных событий в течение 10 лет имеют 10% обследованных 1-й группы. У работников ЖДТ без АГ, но с наличием факторов риска ССЗ низкий и умеренный риски по шкале SCORE регистрировались у 66 и 34% обследованных соответственно. Среди лиц моложе 40 лет оценивался относительный риск развития сердечно-сосудистых осложнений. У работников ЖДТ моложе 40 лет в 1 и 2-й исследуемых группах (всего 16 из 95 обследованных) было определено, что умеренный риск составил 69%, низкий риск развития сердечно-сосудистых осложнений составил 11%. По данным опросников Бека и Спилбергера-Ханина были выявлены значимые (р<0,05) различия. В 1 и 2-й группах данные оценки тревожно-депрессивных расстройств были значимо выше в обеих группах, как по уровню депрессивных расстройств, так и по уровням ситуативной и личностной тревожности (табл. 2). При корреляционном анализе у всех обследуемых 1 и 2-й групп работников ЖДТ была выявлена взаимосвязь между уровнем депрессии и уровнем риска по шкале SCORE: чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE, при этом коэффициент корреляции составил 0,77 при p<0,05. Среди работников ЖДТ с АГ также выявлены взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями офисного систолического АД (САД): положительная корреляционная связь между уровнем ситуативной (r=0,71) и личностной (r=0,64) тревожности (p<0,05). Обсуждение В ряде проспективных исследований показано, что прогноз развития и течения ССЗ значительно хуже при сочетании нескольких даже умеренно выраженных факторов риска по сравнению с одним высоким фактором риска. Например, исследование РROCAM (PROspective Cardiovascular Münster Study) показало, что сочетание 2 и более факторов риска ССЗ приводит к значительному увеличению количества инцидентов внезапной смерти и инфаркта миокарда (200 случаев среди 1 тыс. больных в течение 8 лет) [16]. По данным исследования Т.С.Алексеева и соавт. (2013 г.) [17], у работников локомотивных бригад, профессии которых связаны с высоким психоэмоциональным напряжением и гиподинамией на рабочем месте, часто встречаются такие факторы риска ССЗ, как курение (56,1%), ожирение (46,9%), гиперхолестеринемия (38,6%), что согласуется с данными нашего исследования. Доказано, что стресс, депрессивные и тревожно-депрессивные расстройства выступают как независимые факторы риска АГ, ишемической болезни сердца и других ССЗ. В 2002 г. в России было проведено первое крупномасштабное эпидемиологическое исследование КОМПАС (Клинико-эпидемиОлогическая програМма изучения деПрессии в практике врАчей общеСоматического профиля) по выявлению распространенности тревожно-депрессивных состояний. В него были включены более 10 500 пациентов из 35 городов России. Результаты показали, что депрессивные состояния разной степени выраженности имеют место почти у 1/2 (46,8%) больных общемедицинской практики, а клинически выраженные расстройства, требующие медикаментозной коррекции, - у 23% пациентов [18]. В работе Е.Ю.Савицкой и соавт. [19] показано, что у работников ЖДТ г. Новосибирска при высоких показателях осведомленности и проводимого гипотензивного лечения контроль АД остается неудовлетворительным. Средние уровни АД и частота АГ коррелируют с увеличением рабочего стресса. В нашем исследовании также показано, что при наличии АГ уровень тревожности и депрессии выше в сравнении с контролем. Следует также отметить, что по данным нашего исследования регистрировались повышенные уровни показателей тревоги и депрессии у лиц без АГ, но с наличием факторов риска ССЗ. Нами продемонстрировано, что уровень депрессии и уровень риска по шкале SCORE прямо коррелируют между собой, т.е. совокупность факторов риска ССЗ (курение, гиперхолестеринемия, повышенный уровень АД, пол, возраст) взаимосвязаны с депрессивными расстройствами. Взаимосвязь факторов риска ССЗ и психоэмоциональных особенностей согласуется с данными метаанализа результатов обследования 47 тыс. человек [20], в котором показано, что стресс на рабочем месте взаимосвязан с повышенным риском по Фремингемской шкале, которая также включает в себя совокупность факторов риска ССЗ. Таким образом, психоэмоциональные особенности могут увеличивать риск ССЗ, воздействуя на несколько факторов риска. В выявлении больных с депрессивными состояниями существенную роль играют не только психиатры, но и врачи общей практики, кардиологи, неврологи. С целью улучшения прогноза заболевания при диспансеризации больных АГ помимо распространенности основных факторов риска в общей популяции лиц железнодорожных специальностей необходимо учитывать и психоэмоциональные (тревожно-депрессивные) особенности. Выводы Среди работников ЖДТ определены наиболее распространенные факторы сердечно-сосудистого риска: отягощенная наследственность, ожирение и курение. У лиц с АГ и без АГ, но при наличии факторов риска выявлено, что уровень тревожно-депрессивных расстройств значимо выше в сравнении с контрольной группой, при этом у работников ЖДТ с АГ уровень офисного САД взаимосвязан с уровнем ситуативной и личностной тревожности. Сердечно-сосудистый риск развития фатальных событий у работников ЖДТ с АГ преимущественно умеренный, но также встречаются лица с высоким уровнем риска; у работников ЖДТ с наличием факторов риска, но без АГ выявлен не только низкий, но и умеренный риск развития по шкале SCORE. Чем выше уровень депрессии, тем выше уровень риска по шкале SCORE в обеих группах.
×

Об авторах

О. А Марсальская

НУЗ «Дорожная клиническая поликлиника ОАО “РЖД”»

Email: maroa@yandex.ru
врач функциональной диагностики, НУЗ «Дорожная клиническая поликлиника ОАО "РЖД"» 195271, Россия, Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 55

В. С Никифоров

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова» Минздрава России

д-р мед. наук, проф., проф. каф. функциональной диагностики ФГБОУ ВО «СЗГМУ им. И.И.Мечникова» 191015, Россия, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41

Список литературы

  1. Сон И.М., Леонов С.А., Огрызко Е.В. Современные особенности заболеваемости взрослого населения. Здравоохранение Российской Федерации. 2010; 1: 3-6.
  2. Болезни сердца по Браунвальду: руководство по сердечно - сосудистой медицине. Под ред. П.Либби и др. В 4 т. Т. 1. М.: Рид Элсивер, 2010.
  3. Молодцов Р.Н., Шеметова Г.Н., Орлова Г.Г. Пути оптимизации профилактической работы при сердечно - сосудистой патологии среди работников железнодорожного транспорта. Современные проблемы науки и образования. 2013; 5.
  4. Fransson E.I, Heikkila K, Nyberg S.T et al. Job Strain as a Risk Factor for Leisure - Time Physical Inactivity: An Individual - Participant Meta-Analysis of Up to 170,000 Men and Women: The IPD-Work Consortium. Am J Epidemiol 2012; 176: 1078-89.
  5. Heikkila K, Nyberg S.T, Fransson E.I et al. Job Strain and Tobacco Smoking: An Individual - Participant Data Meta - Analysis of 166 130 Adults in 15 European Studies. PLoS One 2012; 7(7): e35463. doi: 10.1371/journal.pone.0035463
  6. Heikkila K, Nyberg S.T, Fransson E.I et al. Job Strain and Alcohol Intake: A Collaborative Meta - Analysis of Individual - Participant Data from 140 000 Men and Women. PLoS One 2012; 7(7): e40101. doi: 10.1371/journal.pone.0040101
  7. Rosenthal T, Alter A. Occupational stress and hypertension. J Am Soc Hypertens 2012; 6: 2.
  8. Mezuk B, Kershaw K.N, Hudson D et al. Job Strain, Workplace Discrimination, and Hypertension among Older Workers: The Health and Retirement Study. Race Soc Probl 2011; 3: 38-50.
  9. Cosgrove M.P, Sargeant L.A, Caleyachetty R et al. Work - related stress and Type 2 diabetes: systematic review and meta - analysis. Occup Med 2012; 62: 167-73.
  10. Heraclides A.M, Chandola T, Witte D.R et al. Work stress, obesity and the risk of type 2 diabetes: gender - specific bidirectional effect in the Whitehall II study. Obesity 2012; 20: 428-33.
  11. Панкова В.Б., Иванов В.К., Кутовой В.С. Медико - социальные аспекты снижения риска развития профессиональных заболеваний и производственного травматизма на железнодорожном транспорте. Гигиена и санитария. 2001; 6: 33-7.
  12. Марсальская О.А., Никифоров В.С. Деформация левого желудочка и левого предсердия у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией // Системные гипертензии. 2015; 12 (4): 18-22.
  13. Марсальская О.А., Никифоров В.С. Изменения диастолической и систолической функции миокарда у работников железнодорожного транспорта с артериальной гипертензией. Вестн. Национального медико - хирургического центра им. Н.И.Пирогова. 2014; 9 (4): 43-6.
  14. Здравоохранение в России 2011: Стат. сб. Росстат. М., 2011.
  15. Кардиоваскулярная профилактика. Национальные рекомендации. Кардиоваск. терапия и профилактика. 2011; 10 (6; Прил. 2).
  16. Assmann G, Cullen P, Schulte H. The Munster Heart Study (PROCAM). Eur Heart J 1998; 19 (Suppl. A): A2-A11.
  17. Скрипченко А.Е., Огарков М.Ю., Янкин М.Ю. и др. Влияние характера профессиональной деятельности на распространенность факторов риска сердечно - сосудистых заболеваний у работников железнодорожного цеха. Мед. науки. 2013; 5: 236-9.
  18. Оганов Р.Г., Ольбинская Л.И., Смулевич А.Б. и др. Депрессии и расстройства депрессивного спектра в общемедицинской практике. Предварительные результаты программы КОМПАС. Кардиология. 2004; 1: 48-55.
  19. Савицкая Е.Ю., Куделькина Н.А., Малютина С.К. Артериальная гипертензия, «рабочий стресс» и поражение органов - мишеней у железнодорожников, работающих в условиях профессионального риска. Бюллетень СО РАМН. 2010; 30 (6): 41-5.
  20. Nyberg S.T, Fransson E.I, Heikkila K et al. Job Strain and Cardiovascular Disease Risk Factors: Meta - Analysis of Individual - Participant Data from 47,000 Men and Women. PLoS ONE 2013; 8 (6): e67323. doi: 10.1371/journal.pone.0067323.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ПИ № ФС 77 - 64546 от 22.01.2016. 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах