Эффективность обнаружения тематических связей предметов детьми 3–6 лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Оценивалась способность дошкольников 3–6 лет обнаруживать и понимать тематические связи предметов. Дети (95 детей; 53 девочки и 42 мальчика) четырех возрастных групп 3, 4, 5 и 6 лет (соответственно, 17, 33, 18 и 27 детей) решали две задачи на обнаружение тематических связей предметов в рамках стандартной процедуры “да–нет”. В первой задаче требовалось указать, соответствует ли изображение показанного предмета заданному контексту (задача “предмет–контекст”, П–К), а во второй – связаны ли два изображенных предмета тематическим отношением (задача “предмет–предмет”, П–П). Для предъявления изображений и записи двигательных ответов использовался компьютер с сенсорным экраном. Для каждой задачи измеряли показатель успешности (долю правильных ответов) и задержку двигательного ответа “да” или “нет” относительно момента предъявления изображения (время реакции). Раздельно оценивались две составляющих времени реакции: длительность латентной фазы и длительность движения к кнопке ответа. С возрастом успешность (доля правильных ответов) решения в обеих задачах увеличивалась, а время, необходимое для обнаружения тематической связи (время реакции), сокращалось. При этом успешность была ниже, а время обнаружения было больше в задаче П–П по сравнению с П–К. Пол ребенка не влиял на показатель успешности, и сказывался только на длительности двигательной (но не латентной) фазы двигательного ответа, причем только в задаче П–П. Полученные данные показывают, что: 1) задача П–П сложнее задачи П–К, и что это может быть связано с необходимостью актуализовать тематические связи двух предметов в задаче П–П, а не одного, как в задаче П–К, и 2) процесс актуализации тематических связей, по-видимому, не заканчивается в латентной фазе двигательного ответа и продолжается в его двигательной фазе. Обсуждается вопрос о том, в какой мере успешность и длительность процесса обнаружения тематических связей предметов может лимитировать успешность когнитивного планирования у дошкольников 3–6 лет.

Об авторах

А. В. Курганский

ФБГНУ Институт возрастной физиологии РАО; ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы

Автор, ответственный за переписку.
Email: akurg@yandex.ru
Россия, Москва; Россия, Москва

М. Н. Захарова

ФБГНУ Институт возрастной физиологии РАО; Многопрофильный психологический центр “Территория счастья”; ЧОУ ДПО “Институт возрастной нейропсихологии”

Email: akurg@yandex.ru
Россия, Москва; Россия, Москва; Россия, Москва

Д. Д. Каюмов

ФБГНУ Институт возрастной физиологии РАО

Email: akurg@yandex.ru
Россия, Москва

С. Ю. Антонова

ЧОУ ДПО “Институт возрастной нейропсихологии”

Email: akurg@yandex.ru
Россия, Москва

Список литературы

  1. Mirman D., Landrigan J.F., Britt A.E. Taxonomic and thematic semantic systems // Psychol. Bull. 2017. V. 143. № 5. P. 499.
  2. Miller G.A., Galanter E., Pribram K.A. Plans and the Structure of Behavior. N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1960. 226 p.
  3. Owen A.M. Cognitive planning in humans: neuropsychological, neuroanatomical and neuropharmacological perspectives // Prog. Neurobiol. 1997. V. 53. № 4. P. 431.
  4. Herd S.A., Krueger K.A., Kriete T.E. et al. Strategic cognitive sequencing: a computational cognitive neuroscience approach // Comput. Intell. Neurosci. 2013. V. 2013. P. 149329.
  5. Best J.R., Miller P.H. A developmental perspective on executive function // Child. Dev. 2010. V. 81. № 6. P. 1641.
  6. McCormack T., Atance C. Planning in young children: A review and synthesis // Dev. Rev. 2011. V. 31. № 1. P. 1.
  7. Anderson P.J., Reidy N. Assessing executive function in preschoolers // Neuropsychol. Rev. 2012. V. 22. № 4. P. 345.
  8. Diamond A. Executive functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. V. 64. P. 135.
  9. Курганский А.В. Оценка управляющих функций у детей 3–6 лет: состояние, проблемы, перспективы // Журн. высш. нервн. деят. им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71. № 4. С. 468.
  10. Pezzulo G., Cisek P. Navigating the affordance landscape: Feedback control as a process model of behavior and cognition // Trends Cogn. Sci. 2016. V. 20. № 6. P. 414.
  11. Osiurak F., Rossetti Y., Badets A. What is an affordance? 40 years later // Neurosci. Biobehav. Rev. 2017. V. 77. P. 403.
  12. Collette C., Bonnotte I., Jacquemont C. et al. The Development of Object Function and Manipulation Knowledge: Evidence from a Semantic Priming Study // Front. Psychol. 2016. V. 7. P. 1239.
  13. Estes Z., Golonka S., Jones L.L. Thematic thinking: The apprehension and consequences of thematic relations / Psychology of Learning and Motivation. Elsevier, 2011. V. 54. P. 249.
  14. Rissman L., Majid A. Thematic roles: Core knowledge or linguistic construct? // Psychon. Bull. Rev. 2019. V. 26. № 6. P. 1850.
  15. Perraudin S., Mounoud P. Contribution of the priming paradigm to the understanding of the conceptual developmental shift from 5 to 9 years of age // Dev. Sci. 2009. V. 12. № 6. P. 956.
  16. Landrigan J.F., Mirman D. The cost of switching between taxonomic and thematic semantics // Mem. Cognit. 2018. V. 46. № 2. P. 191.
  17. Kalénine S., Peyrin C., Pichat C. et al. The sensory-motor specificity of taxonomic and thematic conceptual relations: a behavioral and fMRI study // Neuroimage. 2009. V. 44. № 3. P. 1152.
  18. Schwartz M.F., Kimberg D.Y., Walker G.M. et al. Neuroanatomical dissociation for taxonomic and thematic knowledge in the human brain // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2011. V. 108. № 20. P. 8520.
  19. Lewis G.A., Poeppel D., Murphy G.L. The neural bases of taxonomic and thematic conceptual relations: an MEG study // Neuropsychologia. 2015. V. 68. P. 176.
  20. Geng J., Schnur T.T. Role of features and categories in the organization of object knowledge: Evidence from adaptation fMRI // Cortex. 2016. V. 78. P. 174.
  21. Xu Y., Wang X., Wang X. et al. Doctor, Teacher, and Stethoscope: Neural Representation of Different Types of Semantic Relations // J. Neurosci. 2018. V. 38. № 13. P. 3303.
  22. Thye M., Geller J., Szaflarski J.P., Mirman D. Intracranial EEG evidence of functional specialization for taxonomic and thematic relations // Cortex. 2021. V. 140. P. 40.
  23. Tsagkaridis K., Watson C.E., Jax S.A., Buxbaum L.J. The role of action representations in thematic object relations // Front. Hum. Neurosci. 2014. V. 8. P. 140.
  24. Kahrs B.A., Lockman J.J. Tool Using // Child. Dev. Perspect. 2014. V. 8. № 4. P. 231.
  25. Alessandroni N., Rodríguez C. The development of categorisation and conceptual thinking in early childhood: methods and limitations // Psicol. Reflex. Crit. 2020. V. 33. № 1. P. 17.
  26. Zuniga-Montanez C., Kita S., Aussems S., Krott A. Beyond the shape of things: Infants can be taught to generalize nouns by objects' functions // Psychol. Sci. 2021. V. 32. № 7. P. 1073.
  27. Fenson L., Vella D., Kennedy M. Children’s knowledge of thematic and taxonomic relations at two years of age // Child. Dev. 1989. V. 60. № 4. P. 911.
  28. Shylaja K.R., Manjula R. Assessment of thematic relations in 2–4 years normally developing children // J. Commun. Disord. Deaf Stud. Hearing Aids. 2016. V. 4. P. 1.
  29. Waxman S.R., Namy L.L. Challenging the notion of a thematic preference in young children // Dev. Psychol. 1997. V. 33. № 3. P. 555.
  30. Blaye A., Bonthoux F. Thematic and taxonomic relations in preschoolers: The development of flexibility in categorization choices // Br. J. Dev. Psychol. 2001. V. 19. P. 395.
  31. Barrouillet P., De Paepe A., Langerock N. Time causes forgetting from working memory // Psychon. Bull. Rev. 2012. V. 19. № 1. P. 87.
  32. Kiselev S., Espy K.A., Sheffield T. Age-related differences in reaction time task performance in young children // J. Exp. Child. Psychol. 2009. V. 102. № 2. P. 150.
  33. Bourgeois F., Hay L. Information processing and movement optimization during development: kinematics of cyclical pointing in 5- to 11-year-old children // J. Mot. Behav. 2003. V. 35. № 2. P. 183.
  34. Hiraga C.Y., Garry M.I., Carson R.G., Summers J.J. Dual-task interference: attentional and neurophysiological influences // Behav. Brain Res. 2009. V. 205. № 1. P. 10.
  35. Janczyk M., Kunde W. Dual tasking from a goal perspective // Psychol. Rev. 2020. V. 127. № 6. P. 1079.
  36. Löhr-Limpens M., Göhringer F., Schenk T. Dual-task interference in action programming and action planning – Evidence from the end-state comfort effect // Acta Psychol. (Amst). 2022. V. 228. P. 103637.
  37. Schach S., Lindner A., Braun D.A. Bounded rational decision-making models suggest capacity-limited concurrent motor planning in human posterior parietal and frontal cortex // PLoS Comput. Biol. 2022. V. 18. № 10. P. e1010585.
  38. Venetsanou F., Kambas A. Motor proficiency in young children: A closer look at potential gender differences // SAGE Open. 2016. V. 6. P. 1.
  39. Navarro-Patón R., Lago-Ballesteros J., Arufe-Giráldez V. et al. Gender differences on motor competence in 5-year-old preschool children regarding relative age // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2021. V. 18. № 6. P. 3143.
  40. De Bellis M.D., Keshavan M.S., Beers S.R. et al. Sex differences in brain maturation during childhood and adolescence // Cereb. Cortex. 2001. V. 11. № 6. P. 552.
  41. Koolschijn P.C., Crone E.A. Sex differences and structural brain maturation from childhood to early adulthood // Dev. Cogn. Neurosci. 2013. V. 5. P. 106.
  42. Kaczkurkin A.N., Raznahan A., Satterthwaite T.D. Sex differences in the developing brain: insights from multimodal neuroimaging // Neuropsychopharmacology. 2019. V. 44. № 1. P. 71.
  43. Lee D., Son T. Structural connectivity differs between males and females in the brain object manipulation network // PLoS One. 2021. V. 16. № 6. P. e0253273.
  44. Shinohara I., Moriguchi Y. Are there sex differences in the development of prefrontal function during early childhood? // Dev. Psychobiol. 2021. V. 63. № 4. P. 641.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2.

Скачать (505KB)
3.

Скачать (63KB)
4.

Скачать (72KB)
5.

Скачать (117KB)

© А.В. Курганский, М.Н. Захарова, Д.Д. Каюмов, С.Ю. Антонова, 2023