Особенности экспрессивной речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть II
- Авторы: Давыдова Е.Ю.1, Салимова К.Р.1, Давыдов Д.В.1, Переверзева Д.С.1, Мамохина У.А.1, Данилина К.К.1, Тюшкевич С.А.1, Горбачевская Н.Л.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
- Выпуск: Том 51, № 4 (2025)
- Страницы: 81-94
- Раздел: Статьи
- URL: https://cardiosomatics.ru/0131-1646/article/view/689898
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164625040062
- EDN: https://elibrary.ru/MRNCQD
- ID: 689898
Цитировать
Полный текст



Аннотация
В данной статье представлена вторая часть комплексного исследования особенностей речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У младших школьников с РАС оценивались показатели экспрессивной речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса. Показана связь выраженности аутистических проявлений и невербального интеллекта с уровнем экспрессивной речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило, что для детей с РАС с большей выраженностью аутистических проявлений и более низкими показателями невербального интеллекта характерно снижение уровня порождения речи. Выявлены различия спектральных характеристик электроэнцефолаграмммы (ЭЭГ) между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями более высокий уровень порождения речи коррелирует с меньшим индексом β2-активности, в группе с более выраженными – с меньшим индексом медленноволновой активности.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Е. Ю. Давыдова
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваК. Р. Салимова
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваД. В. Давыдов
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваД. С. Переверзева
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваУ. А. Мамохина
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваК. К. Данилина
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваС. А. Тюшкевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваН. Л. Горбачевская
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ)
Email: salimovakr@mgppu.ru
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
Россия, МоскваСписок литературы
- Wang S., Sun Z., Martinez-Tejada L.A., Yoshimura N. Comparison of autism spectrum disorder subtypes based on functional and structural factors // Front. Neurosci. 2024. V. 18. P. 1440222.
- Yoon S.H., Choi J., Lee W.J., Do J.T. Genetic and epigenetic etiology underlying autism spectrum disorder // J. Clin. Med. 2020. V. 9. № 4. P. 966.
- Waye M.M., Cheng H.Y. Genetics and epigenetics of autism: A review // Psychiatry Clin. Neurosci. 2018. V. 72. № 4. P. 228.
- Karimi P., Kamali E., Mousavi S.M., Karahmadi M. Environmental factors influencing the risk of autism // J. Res. Med. Sci. 2017. V. 22. № 1. P. 27.
- Rajabi P., Noori A.S., Sargolzaei J. Autism spectrum disorder and various mechanisms behind it // Pharmacol. Biochem. Behav. 2024. V. 245. P. 173887.
- Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24.
- Vogindroukas I., Stankova M., Chelas E.N., Proedrou A. Language and speech characteristics in autism // Neuropsychiatr. Dis. Treat. 2022. V. 18. P. 2367.
- Yankowitz L.D., Schultz R.T., Parish-Morris J. Pre- and paralinguistic vocal production in ASD: Birth through school age // Curr. Psychiatry Rep. 2019. V. 21. № 12. P. 126.
- Arutiunian V., Lopukhina A., Minnigulova A. et al. Expressive and receptive language in Russian primary-school-aged children with autism spectrum disorder // Res. Dev. Disabil. 2021. V. 117. P. 104042.
- Youssofzadeh V., Babajani-Feremi A. Mapping critical hubs of receptive and expressive language using MEG: A comparison against fMRI // Neuroimage. 2019. V. 201. P. 116029.
- Filice F., Janickova L., Henzi T. et al. The Parvalbumin hypothesis of autism spectrum disorder // Front. Cell. Neurosci. 2020. V. 14. P. 577525.
- Thurm A., Lord C., Lee L., Newschaffer C. Predictors of language acquisition in preschool children with autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2007. V. 37. № 9. P. 1721.
- Masi A., DeMayo M.M., Glozier N., Guastella A.J. An overview of autism spectrum disorder, heterogeneity and treatment options // Neurosci. Bull. 2017. V. 33. № 2. P. 183.
- Peristeri E., Andreou M., Tsimpli I. Story structure complexity in the narratives of highland low-language ability children with autism spectrum disorder // Front. Psychol. 2017. V. 8. P. 2027.
- Ellis Weismer S. Developmental language disorders: Challenges and implications of cross-group comparisons // Folia Phoniatr. Logop. 2013. V. 65. № 2. P. 68.
- Williams D., Payne H., Marshall C. Non-word repetition impairment in autism and specific language impairment: Evidence for distinct underlying cognitive causes // J. Autism Dev. Disord. 2013. V. 43. № 2. P. 404.
- Lord C., Risi S., Pickles A. Trajectory of language development in autistic spectrum disorders / Deve-lopmental Language Disorders: From Phenotypes to Etiologies // Eds. Rice M., Warren S. New York: Psychology Press, 2004. 248 p.
- Hage S.V.R., Sawasaki L.Y., Hyter Y., Fernandes F.D.M. Social Communication and pragmatic skills of children with autism spectrum disorder and developmental language disorder // Codas. 2021. V. 34. № 2. P. e20210075.
- Belmonte M.K., Saxena-Chandhok T., Cherian R. et al. Oral motor deficits in speech-impaired children with autism // Front. Integr. Neurosci. 2013. V. 7. № 47. P. 1.
- Балчюниене И., Корнев А.Н. Особенности речи и устного дискурса при детском аутизме: описание случая спонтанного билингвизма. Часть II: психолингвистическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 2. С. 15.
- Schaeffer J., Abd El-Raziq M., Castroviejo E. et al. Language in autism: Domains, profiles and co-occurring conditions // J. Neural. Transm. (Vienna). 2023. V. 130. № 3. P. 433.
- Tager-Flusberg H., Kasari C. Minimally verbal schoolaged children with autism spectrum disorder: Еhe neglected end of the spectrum // Autism Res. 2013. V. 6. № 6. P. 468.
- Лорд К., Раттер М., ДиЛаворе П. и др. ADOS-2: План диагностического обследования при аутизме, 2-я версия: Руководство / Пер. с англ. Сорокина А.Б., Давыдовой Е.Ю., Салимовой К.Р., Пшеничной Е. [Б.м.]: Western Psycho-logical Services: Giunti O.S., 2016. 446 с.
- Lopukhina A., Akinina J., Chrabaszcz A. et al. Test for assessment of language development in Russian “KORABLIK” / Proceedings of the Satellite of AMLaP conference “Typical and atypical language development symposium”. 4–6 September 2019. Moscow: HSE University, 2019. P. 30.
- Гомозова М.А., Арутюнян В.Г., Лопухина А.А., Драгой О.В. Инструмент для комплексного обследования речевых навыков КОРАБЛИК и опыт его применения в группе младших школьников с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19. № 4. С. 24.
- Горбачевская Н.Л., Митрофанов А.А. Роль количественных методов анализа электроэнцефалограммы в детской психиатрии // Медицинский алфавит. 2008. Т. 4. № 17. С. 13.
- Давыдова Е.Ю., Салимова К.Р., Давыдов Д.В. и др. Особенности понимания речи у младших школьников с РАС и их связь с характеристиками ЭЭГ. Часть 1 // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 3. С. 23.
- Trayvick J., Barkley S.B., McGowan A. et al. Speech and language patterns in autism: Towards natural language processing as a research and clinical tool // Psychiatry Res. 2024. V. 340. P. 116109.
- Taylor M.J., Charman T., Robinson E.B. et al. Language and traits of autism spectrum conditions: Evidence of limited phenotypic and etiological overlap // Am. J. Med. Genet. B. 2014. V. 165. № 7. P. 587.
- Viglioco G., Ponari M., Norbury C. Learning and processing abstract words and concepts: insights from typical and atypical development // Top. Cogn. Sci. 2018. V. 10. № 3. P. 533.
- Kwok E.Y.L., Brown H.M., Smyth R.E., Cardy J.O. Meta-analysis of receptive and expressive language skills in autism spectrum disorder // Res. Autism Spectr. Disord. 2015. V. 9. P. 202.
- Armon-Lotem S., Meir N. Diagnostic accuracy of repetition tasks for the identification of specific language impairment (SLI) in bilingual children: Evidence from Russian and Hebrew // Int. J. Lang. Commun. Disord. 2016. V. 51. № 6. P. 715.
- Rujas I., Mariscal S., Murillo E., Lázaro M. Sentence repetition tasks to detect and prevent language difficulties: A scoping review // Children. 2021. V. 8. № 7. P. 578.
- Milovanovic M., Grujicic R. Electroencephalography in assessment of autism spectrum disorders: A review // Front. Psychiatry. 2021. V. 12. P. 686021.
- Abbas A.K., Azemi G., Amiri S. et al. Effective connectivity in brain networks estimated using EEG signals is altered in children with ADHD // Comput. Biol. Med. 2021. V. 134. P. 104515.
- Juarez P., Martínez Cerdeño V. Parvalbumin and parvalbumin chandelier interneurons in autism and other psychiatric disorders // Front. Psychiatry. 2022. V. 13. P. 913550.
- Горбачевская Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития. Автореф. ... дис. д-ра биол. наук. М.: МГУ, 2000. 43 с.
- Салимова К.Р. Нейрофизиологические корреляты нарушения развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) // Успехи современной биологии. 2021. Т. 141. № 6. С. 557.
- Лущекина Е.А., Хаердинова О.Ю., Новотоцкий-Власов В.Ю. и др. Особенности синхронизации ритмов ЭЭГ в фоне и при счетной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра // Ж. высш. нервн. деят. им. И.П Павлова. 2015. Т. 65. № 1. С. 72.
- Kozhushko N.J., Nagornova Z.V., Evdokimov S.A. et al. Specificity of spontaneous EEG associated with different levels of cognitive and communicative dysfunctions in children // Int. J. Psychophysiol. 2018. V. 128. P. 22.
Дополнительные файлы
