Характеристики речи и эмоциональной сферы детей с расстройствами аутистического спектра

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования – определить особенности речи и эмоциональной сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). С этой целью проведено два исследования с участием 445 детей в возрасте 5–16 лет: 175 детей с РАС и 270 типично развивающихся детей. Использован комплексный методический подход, включающий инструментальный спектрографический и фонетический анализ речи, методы определения физиологических показателей ребенка – порогов слуха, фонематического слуха, проведено дихотическое тестирование. Оценка сформированности эмоциональной сферы детей проведена по стандартизированной методике оценки эмоционального развития детей Child Emotional Development Method (CEDM), включающей тестовые задания на отражение детьми эмоциональных состояний в голосе, речи, мимической экспрессии и на распознавание эмоций. На основе инструментального анализа определены акустические характеристики голоса и речи детей с РАС, которые в совокупности могут служить биомаркерами заболевания. Показана возможность детей с РАС к отражению и распознаванию эмоций. Выявлены сложности в отражении детьми с РАС эмоциональных состояний в голосе и мимике, распознавании эмоций по абстрактным изображениям и по речи других детей. Установлено, что фактор заболевания – степень выраженности аутистических расстройств – оказывает более значимое влияние на речевое и эмоциональное развитие ребенка, чем фактор возраста. Полученные данные об особенностях речи детей, специфике распознавания детьми с РАС эмоциональных состояний и проявления эмоций, дополняя друг друга, способствуют более точному выделению маркеров заболевания и могут быть использованы при разработке автоматических приложений для диагностики РАС.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. Е. Ляксо

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lyakso@gmail.com
Россия, Санкт-Петербург

О. В. Фролова

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: lyakso@gmail.com
Остров Рождества, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv. Child. 1943. V. 2. P. 217.
  2. Wing L. The definition and prevalence of autism: A review // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 1993. V. 2. № 1. P. 61.
  3. Schoen E., Paul R., Chawarska K. Phonology and vocal behavior in toddlers with autism spectrum disorders // Autism Res. 2011. V. 4. № 3. P. 177.
  4. Howlin P. Outcome in high-functioning adults with autism with and without early language delays: Implications for the differentiation between autism and Asperger syndrome // J. Autism Dev. Disord. 2003. V. 33. № 1. P. 3.
  5. Grossman R.B., Edelson L.R., Tager-Flusberg H. Emotional facial and vocal expressions during story retelling by children and adolescents with high-functioning autism // J. Speech Lang. Hear. Res. 2013. V. 56. № 3. P. 1035.
  6. Vogindroukas I., Stankova M., Chelas E.N., Proedrou A. Language and speech characteristics in autism // Neuropsychiatr. Dis. Treat. 2022. V. 18. P. 2367.
  7. Lyakso E., Frolova O., Grigorev A. A comparison of acoustic features of speech of typically developing children and children with autism spectrum disorders / Speech and Computer. SPECOM 2016. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham, 2016. V. 9811. P. 43.
  8. Tek S., Mesite L., Fein D., Naigles L. Longitudinal analyses of expressive language development reveal two distinct language profiles among young children with autism spectrum disorders // J. Autism Dev. Disord. 2014. V. 44. № 1. P. 75.
  9. Alqhazo M.T., Hatamleh L.S., Bashtawi M. Phonological and lexical abilities of Jordanian children with autism // Appl. Neuropsychol. Child. 2018. V. 9. № 2. P. 116.
  10. Olivati A.G., Assumpзгo F.B. Junior, Misquiatti A.R. Acoustic analysis of speech intonation pattern of individuals with Autism Spectrum Disorders // CoDAS. 2017. V. 29. № 2. P. e20160081.
  11. Lehnert-LeHouillier H., Terrazas S., Sandoval S. Prosodic Entrainment in Conversations of Verbal Children and Teens on the Autism Spectrum // Front. Psychol. 2020. V. 11. P. 582221.
  12. Diehl J.J., Paul Rh. Acoustic differences in the imitation of prosodic patterns in children with autism spectrum disorders // Res. Autism Spectr. Disord. 2012. V. 6. № 1. P. 123.
  13. Bonneh Y.S., Levanov Y., Dean-Pardo O. et al. Abnormal speech spectrum and increased pitch variability in young autistic children // Front. Hum. Neurosci. 2011. V. 4. P. 237.
  14. Hubbard K., Trauner D.A. Intonation and emotion in autistic spectrum disorders // J. Psycholinguist Res. 2007. V. 36. № 2. P. 159.
  15. Aldridge M.A., Stone K.R., Sweeney M.H., Bower T.G.R. Preverbal children with autism understand the intentions of others // Dev. Sci. 2001. V. 3. № 3. P. 294.
  16. Talbott M.R., Young G.S., Munson J. et al. The developmental sequence and relations between gesture and spoken language in toddlers with autism spectrum disorder // Child Dev. 2018. V. 91. № 3. P. 743.
  17. Belmonte M.K., Allen G., Beckel-Mitchener A. et al. Autism and abnormal development of brain connectivity // J. Neurosci. 2004. V. 24. № 42. P. 9228.
  18. Morrel J., Singapuri K., Landa R.J., Reetzke R. Neural correlates and predictors of speech and language development in infants at elevated likelihood for autism: A systematic review // Front. Hum. Neurosci. 2023. V. 17. P. 1211676.
  19. Lуpez-Hurtado E., Prieto J.J. A microscopic study of language-related cortex in autism // Am. J. Biochem. Biotechnol. 2008. V. 4. № 2. P. 130.
  20. Crutcher J., Martin A., Wallace G.L. Dissociations in the neural substrates of language and social functioning in autism spectrum disorder // Autism Res. 2018. V. 11. № 8. P. 1175.
  21. Arciuli J., Colombo L., Surian L. Lexical stress contrastivity in Italian children with autism spectrum disorders: An exploratory acoustic study // J. Child Lang. 2020. V. 47. № 4. P. 870.
  22. Nakai Y., Takashima R., Takiguchi T., Takada S. Speech intonation in children with autism spectrum disorder // Brain Dev. 2014. V. 36. № 6. P. 516.
  23. Filipe M.G., Frota S., Castro S.L., Vicente S.G. Atypical prosody in Asperger syndrome: Perceptual and acoustic measurements // J. Autism Dev. Disord. 2014. V. 44. № 8. P. 1972.
  24. Sharda M., Subhadra T.P., Sahaya S. et al. Sounds of melody—Pitch patterns of speech in autism // Neurosci. Lett. 2010. V. 478. № 1. P. 42.
  25. Diehl J.J., Watson D.G., Bennetto L. et al. An acoustic analysis of prosody in high-functioning autism // Appl. Psycholinguist. 2009. V. 30. P. 385.
  26. des Portes V. Intellectual disability // Handb. Clin. Neurol. 2020. V. 174. P. 113.
  27. Fridenson-Hayo S., Berggren S., Lassalle A. et al. Basic and complex emotion recognition in children with autism: cross-cultural findings // Mol. Autism. 2016. V. 7. P. 52.
  28. Russel J.A., Bachorowski J.A., Fernandez-Dols J.-M. Facial and vocal expressions of emotion // Annu. Rev. Psychol. 2002. V. 54. № 1. P. 329.
  29. Restoy D., Oriol-Escudй M., Alonzo-Castillo T. et al. Emotion regulation and emotion dysregulation in children and adolescents with Autism Spectrum Disorder: A meta-analysis of evaluation and intervention studies // Clin. Psychol. Rev. 2024. V. 109. P. 102410.
  30. Paine A.L., van Goozen S.H.M., Burley D.T. et al. Facial emotion recognition in adopted children // Eur. Child Adolesc. Psychiatry. 2023. V. 32. № 1. P. 87.
  31. Harms M.B., Martin A., Wallace G.L. Facial emotion recognition in autism spectrum disorders: A review of behavioral and neuroimaging studies // Neuropsychol. Rev. 2010. V. 20. № 3. P. 290.
  32. Rajiv M.A., Marcus R., Isabel D., Philipp S. Unconscious avoidance of eye contact in autism spectrum disorder // Sci. Rep. 2017. V. 7. № 1. P. 13378.
  33. Kliemann D., Dziobek I., Hatri A. et al. Atypical reflexive gaze patterns on emotional faces in autism spectrum disorders // J. Neurosci. 2010. V. 30. № 37. P. 12281.
  34. Lyakso E., Frolova O., Nikolaev A. et al. How children recognize emotions from video and audio / Speech and Computer. SPECOM 2024. Lecture Notes in Computer Science. Springer, Cham, 2025. V. 15300. P. 138.
  35. Drimalla H., Baskow I., Behnia B. et al. Imitation and recognition of facial emotions in autism: A computer vision approach // Mol. Autism. 2021. V. 12. № 1. P. 27.
  36. Меснянкина К.К., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И., Федоряка К.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра распознаванию эмоций по лицевой экспрессии и выражению эмоций с помощью мимики / Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: Сб. мат-лов I Всерос. научно-практ. конф. Москва, 14–16 декабря. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 330.
  37. Zhang M., Xu S., Chen Y. et al. Recognition of affective prosody in autism spectrum conditions: A systematic review and meta-analysis // Autism. 2022. V. 26. № 4. P. 798.
  38. Lyakso E., Frolova O., Kleshnev E. et al. Approbation of the Child’s Emotional Development Method (CEDM) / Companion Publication of the 2022 International Conference on Multimodal Interaction (ICMI’22 Companion). November 7–11, Bengaluru, India, 2022. New York, NY, USA, 2022. P. 201.
  39. Likert R. A technique for the measurement of atitudes // Archives of Psychology. 1932. V. 22. P. 5.
  40. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. Fifth edition. American Psychiatric Association. Washington, London, England: New School Library, 2013. 1051 p.
  41. Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F., Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // J. Autism Dev. Disord. 1980. V. 10. № 1. P. 91.
  42. Roy N., Nissen S.L., Dromey C., Sapir S. Articulatory changes in muscle tension dysphonia: Evidence of vowel space expansion following manual circumlaryngeal therapy // J. Commun. Disord. 2009. V. 42. № 2. P. 124.
  43. Lyakso E., Frolova O., Nikolaev A. Voice and speech features as diagnostic symptom / Psychological Applications and Trends 2021 // Eds. Pracana C., Wang M. Lisboa, Portugal: Science Press, 2021. P. 259.
  44. Briend F., David C., Silleresi S. et al. Voice acoustics allow classifying autism spectrum disorder with high accuracy // Transl. Psychiatry. 2023. V. 13. № 1. P. 250.
  45. Lyakso E.E., Frolova O.V., Grigorev A.S. et al. Speech features of 13–15 year-old children with autism spectrum disorders / Speech and Computer. SPECOM 2020. Lecture Notes in Computer Science, Springer, Cham, 2020. V. 12335. P. 291.
  46. Asghari S.Z., Farashi S., Bashirian S., Jenabi E. Distinctive prosodic features of people with autism spectrum disorder: A systematic review and meta-analysis study // Sci. Rep. 2021. V. 11. № 1. P. 23093.
  47. Rosenhall U., Nordin V., Sandstrom M. et al. Autism and hearing loss // J. Autism Dev. Disord. 1999. V. 29. № 5. P. 349.
  48. Фролова О.В., Клешнев Е.А., Григорьев А.С. и др. Оценка эмоциональной сферы детей с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра на основании междисциплинарного подхода // Физиология человека. 2023. Т. 49. № 3. С. 13.
  49. Gehdu B.K, Tsantani M., Press C. et al. Recognition of facial expressions in autism: Effects of face masks and alexithymia // Q. J. Exp. Psychol. 2023. V. 76. № 12. P. 2854.
  50. Pitt A.R., Osabuohien L.W., Brady N.C. Phonemic feature scoring as a tool for progress monitoring during language interventions for children with autism and minimal verbal skills // Am. J. Speech Lang. Pathol. 2024. V. 33. № 2. P. 676.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Значения частоты основного тона (ЧОТ) ударных гласных из слов детей с типичным развитием (ТР) и детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в возрастной динамике 5–16 лет (медианы). По горизонтальной оси – возраст детей, лет; по вертикальной – значения ЧОТ Гц. На гистограммах: серый цвет – данные для ТР детей, черный – детей с РАС-1, наклонная штриховка – детей с РАС-2.

3. Рис. 2. Значения индекса артикуляции ударных гласных (ИАГ) в словах детей трех групп (медианы).

Скачать (466KB)
4. Рис. 3. Значения третьей форманты F3 на стационарных участках ударных гласных слов детей (медианы).

Скачать (472KB)
5. Рис. 4. Баллы за выполнение детьми с типичным развитием (ТР) и детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) тестовых заданий по шкалам «Отражение эмоций» и «Распознавание эмоций». По вертикальной оси – баллы, по горизонтальной оси – тестовое задание. Гистограммы: серый цвет – данные для ТР детей, черный – для детей с РАС.


© Российская академия наук, 2025