Восприятие речи и коммуникативно-речевые характеристики у слабослышащих детей при позднем слухопротезировании
- Авторы: Гарбарук Е.С.1,2, Бобошко М.Ю.2,3, Кибалова Ю.С.2, Чернего Д.И.3, Козырева А.А.3, Павлова О.П.1, Князева В.М.3, Васильева М.Ю.3
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России
- ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России
- ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 51, № 4 (2025)
- Страницы: 129-141
- Раздел: Статьи
- URL: https://cardiosomatics.ru/0131-1646/article/view/689908
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131164625040093
- EDN: https://elibrary.ru/MSDPNG
- ID: 689908
Цитировать
Полный текст



Аннотация
Поздние сроки выявления нарушений слуха оказывают значимо негативное влияние на развитие слабослышащего ребенка, при этом наиболее сильно страдают речевые и коммуникативные навыки и усвоение языка. Результаты исследований свидетельствуют о противоречивости и неоднородности полученных данных в этой популяции детей. Цель настоящей работы – изучение особенностей слуховой функции и характеристик восприятия речи у поздно протезированных слабослышащих детей, а также их взаимосвязи с уровнем речевого и коммуникативного развития ребенка. В исследовании приняли участие 23 ребенка 5–8 лет с двусторонней хронической сенсоневральной тугоухостью II–IV степени, слухопротезированные после 2.5 лет (средний возраст начала использования слуховых аппаратов 4.5 года). Методы исследования включали тональную пороговую аудиометрию, разные варианты речевой аудиометрии, а также оценку уровня речевого развития и коммуникативных навыков. Получено значимое снижение разборчивости речи (слов и фраз; в тишине и шуме) у поздно протезированных слабослышащих детей по сравнению с нормативными показателями. Выявлено значительное отставание поздно протезированных слабослышащих детей в уровне речевого и коммуникативного развития по сравнению с нормативными показателями, а также значимая взаимосвязь коммуникативно-речевых характеристик с данными речевой аудиометрии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что позднее слухопротезирование может обусловить вторичные нарушения слуховой функции, в т.ч. дисфункцию центральных механизмов обработки речевого сигнала, которые могут сформироваться на фоне длительной слуховой депривации. Подчеркивается необходимость программ ранней помощи и внедрения своевременного скрининга слуха у детей раннего и дошкольного возраста с целью выявления отсроченной тугоухости.
Полный текст

Об авторах
Е. С. Гарбарук
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России; ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России
Автор, ответственный за переписку.
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург
М. Ю. Бобошко
ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России; ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург
Ю. С. Кибалова
ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Д. И. Чернего
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
А. А. Козырева
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
О. П. Павлова
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
В. М. Князева
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
М. Ю. Васильева
ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Таварткиладзе Г.А. Клиническая аудиология. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2024. 328 с.
- Чадха Д.Ш. Глобальные действия при нарушениях слуха // Вестник оториноларингологии. 2018. Т. 83. № 4. С. 5.
- Joint committee on infant hearing. Year 2019 position statement: principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs // J. Early Hear. Detect. Interv. 2019. V. 4. № 2. P. 1.
- Гарбарук Е.С., Федорова Л.А., Савенко И.В. и др. Аудиологический скрининг в детском возрасте: достижения, проблемы, возможности повышения эффективности // Вестник оториноларингологии. 2021. Т. 86. № 1. С. 82.
- Borg E., Quist G, Reinholdson A.C. et al. Speech and language development in a population of Swedish hearing impaired pre-school // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2007. V. 71. № 7. P. 1061.
- Moeller M.P., Tomblin J.B., Yoshinaga-Itano C. et al. Current state of knowledge: Language and literacy of children with hearing impairment // Ear Hear. 2007. V. 28. № 6. P. 740.
- Mcleods C.K. A systematic review of cross-linguistic and metalinguistic speech and language out comes for children with hearing loss // Int. J. Biling Edu. 2014. V. 17. № 3. P. 287.
- Zussino J., Zupan B., Preston R. Speech, language, and literacy outcomes for children with mild to moderate hearing loss: A systematic review // J. Commun. Disord. 2022. V. 99. P. 106248.
- Nassrallah F., Tang K., Whittingham J. et al. Auditory, social, and behavioral skills of children with unilateral/mild hearing loss // J. Deaf Stud. Deaf Educ. 2020. V. 25. № 2. P. 167.
- Moeller M.P., Mccleary T., Stelmachowicz P. et al. Longitudinal development of phonology and morpho-logy children with late-identified mild–moderate sensorineural hearing loss // Ear Hear. 2010. V. 31. № 5. P. 625.
- Tuller L., Delage H. Mild-to-moderate hearing loss and language impairment: How are they linked? // Lingua. 2014. V. 139. P. 80.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 c.
- Гарбарук Е.С., Горкина О.К., Павлов П.В., Бобошко М.Ю. Разборчивость фраз и односложных слов в свободном звуковом поле у нормально слышащих детей 5–17 лет // Вестник оториноларингологии. 2025. Т. 90. № 1. С. 5.
- Бобошко М.Ю., Савенко И.В., Гарбарук Е.С. и др. Практическая сурдология. СПб.: Диалог, 2021. 420 с.
- Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб: Диалог, 2019. 82 с.
- Newborg J., Stock J.r., Wnek L. Battelle developmental inventory with recalibrated data and norms. The riverside Publishing Company, 1984. 45 p.
- Vasilyeva M.J. Developmental status of preterm infants // Int. J. Psychol. 2008. V. 43. № 3-4. P. 701.
- Васильева М.Ю., Батуев А.С., Вершинина Е.А. Особенности развития недоношенных детей первого года жизни // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. C. 52.
- Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И. и др. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка: коллективная монография / Пер. с англ. под науч. ред. Мухамедрахимова Р.Ж. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 c.
- Chernego D.I., McCall R.B., Wanless S.B. et al. The effect of a social-emotional intervention on the development of preterm infants in institutions // Infants Young Child. 2018. V. 31. № 1. P. 37.
- Musiek F.E. Auditory neuroscience and diagnosis /Handbook of central auditory processing disorder // Eds. Musiek F.E., Chermak G.D. 2nd ed V. 1. San Diego: Plural Publishing, 2014. 745 p.
- Королева И.В. Основы аудиологии и слухопротезирования. СПб.: КАРО, 2017. 317 c.
- Warzybok A., Zhilinskaya E., Goykhburg M. et al. Clinical validation of the russian Matrix test – effect of hearing loss, age, and noise level // Int. J. Audiol. 2020. V. 59. № 12. P. 930.
- Puglisi G. E., di Berardino F., Montuschi C. et al. Evaluation of Italian Simplified Matrix Test for Speech-recognition Measurements in Noise // Audiol Res. 2021. V. 11. № 1. P. 73.
- Wake M., Hughes E.K., Poulakis Z. et al. Outcomes of children with mild-profound congenital hearing loss at 7 to 8 years: A population study // Ear Hear. 2004. V. 25. № 1. P. 1.
- Delage H., Tuller L. Language development and mildto-mode rate hearing loss: Does language normalize with age? // J. Speech Lang. Hear. Res. 2007. V. 50. № 5. P. 1300.
- Yoshinaga-Itano C., Sedey A.L., Coulter D.K., Mehl A.L. Language of early- and later-identified children with hearing loss // Pediatrics. 1998. V. 102. № 5. P. 1161.
- Halliday L.F., Tuomainen O., Rosen S. Language Development and Impairment in Children With Mild to Moderate Sensorineural Hearing Loss // J. Speech Lang. Hear. Res. 2017. V. 60. № 6. P. 1551.
- Tomblin J.B., Harrison M., Ambrose S.E. et al. Language outcomes in young children with mild to severe hearing loss // Ear Hear.2015. V. 36. Suppl. 1. P. 76S.
- Маркова Т.Г., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. 20 лет изучения клинических проявлений GJB2-обусловленной тугоухости в России // Вестник оториноларингологии. 2018. Т. 83. № 4. С. 31.
- Туфатулин Г.Ш., Королева И.В. Одномоментное исследование состояния слуха у учащихся начальных классов в массовой и коррекционной школах // Российский педиатрический журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 441.
- Пашков A.В., Наумова И.В., Намазова-Баранова Л.С. Тональная аудиометрия с применением скринингового переносного комплекса в группах учащихся // Российская оториноларингология. 2020. Т. 19. С. 50.
Дополнительные файлы
