Восприятие речи и коммуникативно-речевые характеристики у слабослышащих детей при позднем слухопротезировании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Поздние сроки выявления нарушений слуха оказывают значимо негативное влияние на развитие слабослышащего ребенка, при этом наиболее сильно страдают речевые и коммуникативные навыки и усвоение языка. Результаты исследований свидетельствуют о противоречивости и неоднородности полученных данных в этой популяции детей. Цель настоящей работы – изучение особенностей слуховой функции и характеристик восприятия речи у поздно протезированных слабослышащих детей, а также их взаимосвязи с уровнем речевого и коммуникативного развития ребенка. В исследовании приняли участие 23 ребенка 5–8 лет с двусторонней хронической сенсоневральной тугоухостью II–IV степени, слухопротезированные после 2.5 лет (средний возраст начала использования слуховых аппаратов 4.5 года). Методы исследования включали тональную пороговую аудиометрию, разные варианты речевой аудиометрии, а также оценку уровня речевого развития и коммуникативных навыков. Получено значимое снижение разборчивости речи (слов и фраз; в тишине и шуме) у поздно протезированных слабослышащих детей по сравнению с нормативными показателями. Выявлено значительное отставание поздно протезированных слабослышащих детей в уровне речевого и коммуникативного развития по сравнению с нормативными показателями, а также значимая взаимосвязь коммуникативно-речевых характеристик с данными речевой аудиометрии. Результаты исследования свидетельствуют о том, что позднее слухопротезирование может обусловить вторичные нарушения слуховой функции, в т.ч. дисфункцию центральных механизмов обработки речевого сигнала, которые могут сформироваться на фоне длительной слуховой депривации. Подчеркивается необходимость программ ранней помощи и внедрения своевременного скрининга слуха у детей раннего и дошкольного возраста с целью выявления отсроченной тугоухости.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Е. С. Гарбарук

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России; ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

М. Ю. Бобошко

ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России; ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Ю. С. Кибалова

ФГБОУ ВО Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Д. И. Чернего

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

А. А. Козырева

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

О. П. Павлова

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

В. М. Князева

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

М. Ю. Васильева

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет

Email: kgrbaruk@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Таварткиладзе Г.А. Клиническая аудиология. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2024. 328 с.
  2. Чадха Д.Ш. Глобальные действия при нарушениях слуха // Вестник оториноларингологии. 2018. Т. 83. № 4. С. 5.
  3. Joint committee on infant hearing. Year 2019 position statement: principles and guidelines for early hearing detection and intervention programs // J. Early Hear. Detect. Interv. 2019. V. 4. № 2. P. 1.
  4. Гарбарук Е.С., Федорова Л.А., Савенко И.В. и др. Аудиологический скрининг в детском возрасте: достижения, проблемы, возможности повышения эффективности // Вестник оториноларингологии. 2021. Т. 86. № 1. С. 82.
  5. Borg E., Quist G, Reinholdson A.C. et al. Speech and language development in a population of Swedish hearing impaired pre-school // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryngol. 2007. V. 71. № 7. P. 1061.
  6. Moeller M.P., Tomblin J.B., Yoshinaga-Itano C. et al. Current state of knowledge: Language and literacy of children with hearing impairment // Ear Hear. 2007. V. 28. № 6. P. 740.
  7. Mcleods C.K. A systematic review of cross-linguistic and metalinguistic speech and language out comes for children with hearing loss // Int. J. Biling Edu. 2014. V. 17. № 3. P. 287.
  8. Zussino J., Zupan B., Preston R. Speech, language, and literacy outcomes for children with mild to moderate hearing loss: A systematic review // J. Commun. Disord. 2022. V. 99. P. 106248.
  9. Nassrallah F., Tang K., Whittingham J. et al. Auditory, social, and behavioral skills of children with unilateral/mild hearing loss // J. Deaf Stud. Deaf Educ. 2020. V. 25. № 2. P. 167.
  10. Moeller M.P., Mccleary T., Stelmachowicz P. et al. Longitudinal development of phonology and morpho-logy children with late-identified mild–moderate sensorineural hearing loss // Ear Hear. 2010. V. 31. № 5. P. 625.
  11. Tuller L., Delage H. Mild-to-moderate hearing loss and language impairment: How are they linked? // Lingua. 2014. V. 139. P. 80.
  12. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2001. 64 c.
  13. Гарбарук Е.С., Горкина О.К., Павлов П.В., Бобошко М.Ю. Разборчивость фраз и односложных слов в свободном звуковом поле у нормально слышащих детей 5–17 лет // Вестник оториноларингологии. 2025. Т. 90. № 1. С. 5.
  14. Бобошко М.Ю., Савенко И.В., Гарбарук Е.С. и др. Практическая сурдология. СПб.: Диалог, 2021. 420 с.
  15. Бобошко М.Ю., Риехакайнен Е.И. Речевая аудиометрия в клинической практике. СПб: Диалог, 2019. 82 с.
  16. Newborg J., Stock J.r., Wnek L. Battelle developmental inventory with recalibrated data and norms. The riverside Publishing Company, 1984. 45 p.
  17. Vasilyeva M.J. Developmental status of preterm infants // Int. J. Psychol. 2008. V. 43. № 3-4. P. 701.
  18. Васильева М.Ю., Батуев А.С., Вершинина Е.А. Особенности развития недоношенных детей первого года жизни // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 3. C. 52.
  19. Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И. и др. Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка: коллективная монография / Пер. с англ. под науч. ред. Мухамедрахимова Р.Ж. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009. 296 c.
  20. Chernego D.I., McCall R.B., Wanless S.B. et al. The effect of a social-emotional intervention on the development of preterm infants in institutions // Infants Young Child. 2018. V. 31. № 1. P. 37.
  21. Musiek F.E. Auditory neuroscience and diagnosis /Handbook of central auditory processing disorder // Eds. Musiek F.E., Chermak G.D. 2nd ed V. 1. San Diego: Plural Publishing, 2014. 745 p.
  22. Королева И.В. Основы аудиологии и слухопротезирования. СПб.: КАРО, 2017. 317 c.
  23. Warzybok A., Zhilinskaya E., Goykhburg M. et al. Clinical validation of the russian Matrix test – effect of hearing loss, age, and noise level // Int. J. Audiol. 2020. V. 59. № 12. P. 930.
  24. Puglisi G. E., di Berardino F., Montuschi C. et al. Evaluation of Italian Simplified Matrix Test for Speech-recognition Measurements in Noise // Audiol Res. 2021. V. 11. № 1. P. 73.
  25. Wake M., Hughes E.K., Poulakis Z. et al. Outcomes of children with mild-profound congenital hearing loss at 7 to 8 years: A population study // Ear Hear. 2004. V. 25. № 1. P. 1.
  26. Delage H., Tuller L. Language development and mildto-mode rate hearing loss: Does language normalize with age? // J. Speech Lang. Hear. Res. 2007. V. 50. № 5. P. 1300.
  27. Yoshinaga-Itano C., Sedey A.L., Coulter D.K., Mehl A.L. Language of early- and later-identified children with hearing loss // Pediatrics. 1998. V. 102. № 5. P. 1161.
  28. Halliday L.F., Tuomainen O., Rosen S. Language Development and Impairment in Children With Mild to Moderate Sensorineural Hearing Loss // J. Speech Lang. Hear. Res. 2017. V. 60. № 6. P. 1551.
  29. Tomblin J.B., Harrison M., Ambrose S.E. et al. Language outcomes in young children with mild to severe hearing loss // Ear Hear.2015. V. 36. Suppl. 1. P. 76S.
  30. Маркова Т.Г., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. 20 лет изучения клинических проявлений GJB2-обусловленной тугоухости в России // Вестник оториноларингологии. 2018. Т. 83. № 4. С. 31.
  31. Туфатулин Г.Ш., Королева И.В. Одномоментное исследование состояния слуха у учащихся начальных классов в массовой и коррекционной школах // Российский педиатрический журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 441.
  32. Пашков A.В., Наумова И.В., Намазова-Баранова Л.С. Тональная аудиометрия с применением скринингового переносного комплекса в группах учащихся // Российская оториноларингология. 2020. Т. 19. С. 50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Разборчивость односложных и разносложных слов в тишине (А) и в шуме (Б). Серый цвет – результаты слабослышащих детей; белый цвет – нормативные данные [13].

Скачать (853KB)
3. Рис. 2. Разборчивость фразовой речи (упрощенный RuMatrix-тест) в тишине (А) и в шуме (Б). Остальные обозначения см. рис. 1.

Скачать (693KB)
4. Рис. 3. Разборчивость односложных и разносложных слов в тишине (А) и в шуме (Б). Белый цвет – результаты подгруппы 1 (II степень тугоухости), светло-серый – подгруппы 2 (III–IV степень тугоухости).

Скачать (611KB)
5. Рис. 4. Разборчивость фразовой речи (RuMatrix-тест) в тишине (А) и в шуме (Б). * – р ˂ 0.005, ** – p < 0.001. Остальные обозначения см. рис. 3.

Скачать (556KB)
6. Рис. 5. Сравнительные показатели отставания в речевом и коммуникативном развитии в двух подгруппах слабослышащих детей. ИР – импрессивная речь; ЭР – экспрессивная речь; РР – речевое развитие; КР – коммуникативные навыки; белый цвет – результаты подгруппы 1 (II степень тугоухости), светло-серый – подгруппы 2 (III–IV степень тугоухости).

Скачать (929KB)

© Российская академия наук, 2025