К вопросу об инициативности, самостоятельности, активности детей в современной России
- Авторы: Майорова-Щеглова С.Н.1, Тетерский С.В.2
- 
							Учреждения: 
							- Московский государственный психолого-педагогический университет
- Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева
 
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 117-122
- Раздел: ДИСКУССИЯ. ПОЛЕМИКА
- URL: https://cardiosomatics.ru/0132-1625/article/view/684496
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162525040104
- ID: 684496
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Поводом для написания критического комментария послужила статья Гошина М. Е. и др., опубликованная в журнале «Социологические исследования» в № 3, 2024 г. Подвергается анализу и критике изучение «агентности» в отношении детей. Указывается на отсутствие четкого определения самого термина, неоднозначность русскоязычного восприятия иностранной лексической кальки, искусственность создания производных – «индекс агентности», «распаковка агентности». Отмечается игнорирование российской обширной междисциплинарной научной традиции изучения самостоятельности, активности детей, слабая обоснованность методологии и методики эмпирического исследования в детской среде, пропуск важных аспектов анализа условий и факторов формирования и воспитания субъектности, инициативности детей и подростков. Приводятся аргументы в пользу переноса в будущих исследованиях инициативности с индивидуалистической значимости на просоциальный вектор, излагается авторская позиция изучения социальной активности современного юного поколения России в рамках детского и молодежного движения.
Ключевые слова
Полный текст
 
												
	                        Об авторах
Светлана Николаевна Майорова-Щеглова
Московский государственный психолого-педагогический университет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: sheglova-s@yandex.ru
				                					                																			                								
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью
Россия, МоскваСергей Владимирович Тетерский
Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева
														Email: teterski@list.ru
				                					                																			                								
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии
Россия, АстраханьСписок литературы
- Белоклоков С. В. Процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 3. С. 49–62.
- Гошин М. Е., Сорокин П. С., Григорьев Д. С. Основные факторы агентности школьников: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2024. № 3. С. 106–121.
- Закарьяева С. З., Алиева С. А., Абдулатипова Э. А., Аталаева Н. Г. Анализ отечественного опыта социально-значимой деятельности детских объединений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 99–104. doi: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-99-104.
- Кученкова А. В., Майорова-Щеглова С. Н. Счастливое детство: поиск информативной системы признаков сквозь призму событийности // Социологическая наука и социальная практика. 2024. Т. 12. № 3. С. 125–149.
- Майорова-Щеглова С. Н. Социологический тезаурус: проблема заимствований и неологизмов // Социологические исследования. 2011. № 6. С. 99–101.
- Майорова-Щеглова С. Н. Трансформации детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014. № 4 (126). С. 173–183.
- Обучение служением / Под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. М.: АВЦ, 2019.
- Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. … д-р пед. наук. Тамбов, 2004.
- Тетерский С. В., Воронцова Т. В., Измаилов А. И. Фундаментальные и прикладные исследования в области наук об образовании: обновление ценностей и смыслов // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 24–37.
- Филипова А. Г., Бухтиярова И. Н., Скрыпникова Е. М. Социальная активность детей и общественные организации: ресурсы, ограничения и возможности участия // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29. № 1. С. 147–155.
- Филипова А. Г. Российская социология детства: вчера, сегодня, завтра. Проблемы институционализации и перспективы развития: монография. СПб.: Астерион, 2016.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

