 Открытый доступ
		Открытый доступ 
		 Доступ предоставлен
		Доступ предоставлен 
		 Доступ платный или только для подписчиков
					Доступ платный или только для подписчиков
			№ 11 (2023)
Статьи
Отечественное социологическое наследие: уточнение оценочной оптики
Аннотация
 3-14
				
					3-14
				
						 
			
				 
				
			
		Объяснительные возможности концепции расколдовывания мира М. Вебера в контекстах роста магического сознания
Аннотация
 15-24
				
					15-24
				
						 
			
				 
				
			
		А.А. Богданов как социолог и утопист: проблема «класса для себя»
Аннотация
 25-37
				
					25-37
				
						 
			
				 
				
			
		Восприятие россиянами конфликта с Украиной: проверка гипотезы «спирали молчания»
Аннотация
 38-50
				
					38-50
				
						 
			
				 
				
			
		Особенности измерения цифровой грамотности в России
Аннотация
 51-61
				
					51-61
				
						 
			
				 
				
			
		 62-62
				
					62-62
				
						 
			
				 
				
			
		 63-66
				
					63-66
				
						 
			
				 
				
			
		Сберегательное поведение россиян: динамика и факторы
Аннотация
На данных ряда общероссийских исследований Института социологии ФНИСЦ РАН в статье охарактеризованы факторы сберегательного поведения россиян и динамика его изменения в 2003–2023 гг. Протестированы применительно к российским условиям некоторые классические концепции, объясняющие сберегательное поведение населения. Продемонстрировано, что в российском обществе их выводы оправдываются лишь частично. Показано, что на сменяющие друг друга внешние шоки разной природы последних лет представители массовых слоев населения реагировали в зависимости от характера этих шоков, а не только от их тяжести или ожидаемой длительности: на кризисы чисто экономической природы, в соответствии с классическими постулатами, россияне отвечали стремлением поддержать привычный уровень потребления за счет расходования сбережений, в случае же добавления к ним также геополитических рисков и увеличения в силу этого неопределенности будущего распространенность сбережений и их размер резко росли даже при стагнации доходов. Готовность к формированию сбережений как таковых и наличие относительно крупных сбережений зависят в российских условиях от разных факторов микроуровня. Если для мелких сбережений не выявлено факторов микроуровня, оказывающих существенное влияние на их наличие, то в формировании сбережений, позволяющих прожить на них не менее двух месяцев, ключевую роль играют субъективные факторы, в частности готовность к долгосрочному планированию своей жизни, а также ощущение своей экономической и социальной успешности. При этом экономические факторы, хотя и важны, но играют заметно меньшую роль, сказываясь в основном на размере сбережений.
 67-79
				
					67-79
				
						 
			
				 
				
			
		Самостоятельность и агентность школьников: различение понятий
Аннотация
Исследуется концептуальное различие между «самостоятельностью» и «агентностью» в образовании. Хотя понятия часто воспринимают как синонимы, их разграничение продуктивно для практической педагогики. Раскрывая сущность агентного действия в девяти теоретических тезисах на основе социологических и психологических подходов, прослежены его предпосылки и обозначены развилки, в которых агентность и самостоятельность расходятся. Агентность стремится к изменению на основе осознанно сконструированной идентичности и ценностей. Самостоятельность сфокусирована на достижении мастерства в рамках существующих ролей и социальных норм; самостоятельность нацелена на преемственность, агентность – на изменение. Разграничение этих понятий поможет осознанно проектировать учебные ситуации и задавать реалистичные образовательные результаты. Но агентность как измеримый образовательный результат очень сложна, поскольку связана с идентичностью и личным отношением к социальным ситуациям, и очень индивидуальна. Самостоятельность (автономия) как образовательный результат проще, требуя сравнения умений ученика с умениями взрослого человека. Ключевым фактором, дифференцирующим самостоятельность и агентность, является характер идентичности индивида – ее ориентация на воспроизводство существующего или на индивидуальный поиск и изменение.
 80-92
				
					80-92
				
						 
			
				 
				
			
		Типологические группы первокурсников по образовательным стратегиям в условиях индивидуальных траекторий обучения
Аннотация
 93-104
				
					93-104
				
						 
			
				 
				
			
		Неформальность в обществе: поиск методологии исследования
Аннотация
 105-114
				
					105-114
				
						 
			
				 
				
			
		Россияне о вызовах искусственного интеллекта, нейронных сетей и социальном оптимизме
Аннотация
 115-120
				
					115-120
				
						 
			
				 
				
			
		Социокультурная идентичность современных армян
Аннотация
 121-126
				
					121-126
				
						 
			
				 
				
			
		Медиапотребление различных возрастных групп
Аннотация
 127-132
				
					127-132
				
						 
			
				 
				
			
		 133-138
				
					133-138
				
						 
			
				 
				
			
		 139-140
				
					139-140
				
						 
			
				 
				
			
		 141-143
				
					141-143
				
						 
			
				 
				
			
		Историческое сознание россиян – книга и ее проблемное поле
Аннотация
 144-150
				
					144-150
				
						 
			
				 
				
			
		Не возрождение, но второе рождение
Аннотация
 151-156
				
					151-156
				
						 
			
				 
				
			
		Современный капитализм в ракурсе критической теории общества
Аннотация
 157-161
				
					157-161
				
						 
			
				 
				
			
		 162-163
				
					162-163
				
						 
			
				 
				
			
		После «конца истории»: прогрессивные альтернативы рефеодализации и «техносоциализму»
Аннотация
 164-172
				
					164-172
				
						 
			
				 
				
			
		 173-174
				
					173-174
				
						 
			
				 
				
			
		 
						 
						 
						 
					 
						 
									







