Жизненные ориентации и доминирующее состояние у членов постопекунских семей
- Авторы: Коржова Е.Ю.1, Тузова О.Н.1, Карасаева А.М.1, Повхова А.В.1
- 
							Учреждения: 
							- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
 
- Выпуск: Том 46, № 3 (2025)
- Страницы: 60-72
- Раздел: Психология развития
- URL: https://cardiosomatics.ru/0205-9592/article/view/688376
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225030061
- ID: 688376
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей жизненных ориентаций и доминирующего психоэмоционального состояния у членов постопекунских семей. В исследовании приняли участие 240 респондентов: в основную группу вошли 40 постопекунских семей (из них 40 постопекунов и 40 постопекаемых в возрасте 18–25 лет). В качестве групп сравнения выступили опекунские семьи, находящиеся в период опеки и попечительства: 40 опекунских семей с детьми от 7 до 11 лет и 40 опекунских семей с детьми от 12 до 17 лет. Использовались методики: опросник жизненных ориентаций (Е.Ю. Коржова), методика “Доминирующее состояние” (Л.В. Куликов). Для качественной и количественной обработки данных применялись методы описательной статистики, критерий Манна–Уитни, критерий Фишера, а также корреляционный анализ Спирмена для выявления взаимосвязи жизненных ориентаций и доминирующего состояния в постопекунских семьях. Для обработки статистических данных использовался статистический пакет STATISTICA 10. Выявлен преобладающий тип субъект-объектных ориентаций в опекунских семьях — “потребитель жизненной ситуации”. Установлена взаимосвязь между жизненными ориентациями и доминирующими состояниями в постопекунских семьях. Постопекуны с активной жизненной позицией, готовностью к изменениям, высоким уровнем субъективного контроля над жизненными ситуациями имеют более высокие показатели бодрости, жизненного тонуса, спокойствия, устойчивости эмоционального тона, а также более уверены в себе. Постопекаемые с направленностью на освоение внутреннего мира имеют большую активность в отношении к жизненной ситуации и устойчивость эмоционального фона. Те, кто стремятся к привычным ситуациям, в большей мере демонстрируют бодрость, спокойствие и раскованность.
Ключевые слова
Полный текст
 
												
	                        Об авторах
Е. Ю. Коржова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: elenakorjova@gmail.com
				                					                																			                								
Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии института психологии
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48О. Н. Тузова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
														Email: olg.tuzova@yandex.ru
				                					                																			                								
Кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник института психологии
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48А. М. Карасаева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
														Email: aliya-13@mail.ru
				                					                																			                								
Ассистент кафедры общей и социальной психологии института психологии
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48А. В. Повхова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
														Email: povhova.anastasia@yandex.ru
				                					                																			                								
Лаборант-исследователь
Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48Список литературы
- Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Сиваш О.Н. Социально-перцептивный образ приемного ребенка у замещающих родителей с разной формой опеки // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 110–128. doi: 10.17759/sps.2021120207.
- Брецких Е.А. Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в связи с задачами аналитико-системного семейного психологического сопровождения) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 341–348.
- Вагапова А.Р., Маркелова А.Ю. Особенности родительской позиции в семьях разного типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 170–175. doi: 10.18500/23049790-2018-7-2-170-175.
- Коржова Е.Ю., Тузова О.Н., Карасаева А.М., Повхова А.В. Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. № 2. С. 241–259.
- Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 86–98. doi: 10.17759/sps.2020110306.
- Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.
- Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб: СПбГУ, 2003. 183 с.
- Махнач А.В. Тенденции в изучении семьи и характеристик состава, связанных с ее жизнеспособностью // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2019. № 2. С. 37–50. doi: 10.28995/2073-6398-2019-2-37-50.
- Ослон В.Н. Проблемы сиротства в России: социально-исторический и психологический аспекты // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 11. С. 5–36.
- Психология опекунской семьи: ситуационный подход / Е.Ю. Коржова, С.А. Безгодова, А.В. Микляева, Е.В. Юркова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 248 с.
- Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 51–66. doi: 10.17759/pse.2018230506.
- Chateauneuf D., Turcotte D., Drapeau S. The relationship between foster care families and birth families in a child welfare context: The determining factors // Child and Family Social Work. 2018. V. 23. P. 71–79. doi: 10.1111/cfs.12385.
- Chisolm A., Morris T.L. Psychological Adjustment of Children in Foster Care: Review and Implications for Best Practice // Journal of Public Child Welfare. 2012. V. 6. № 2. doi: 10.1080/15548732.2011.617272.
- Gillis-Arnold R., Crase S.J., Stockdale D.F., Shelley M.C. Parenting attitudes, foster parenting attitudes, and motivations of adoptive and nonadoptive foster parent trainees // Children and Youth Services Review. 1998. V. 20 (8). P. 715–732. doi: 10.1016/s0190-7409(98)00033-4.
- Grotevant H.D., Rueter M., Von Korff L., Gonzalez C. Post-adoption contact, adoption communicative openness, and satisfaction with contact as predictors of externalizing behavior in adolescence and emerging adulthood // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2010. V. 52. № 5. P. 529–536. doi: 10.1111/j.1469-7610.2010.02330.x.
- Labella M.H., Lind T., Sellers T., Roben C., Dozier M. Emotion regulation among children in foster care versus birth parent care: differential effects of an early home-visiting intervention // Journal of abnormal child psychology. 2020. V. 48(8) P. 995–1006. doi: 10.1007/s10802-020-00653-4.
- Orme J.G., Buehler C. Foster Family Characteristics and Behavioral and Emotional Problems of Foster Children: A Narrative Review // Family Relations. 2001. V. 50. P. 3–15. doi: 10.1111/j.1741-3729.2001.00003.x.
- Selwyn J. Post-adoption support and interventions for adoptive families: Best practice approaches. Munich, Germany: Deutsche Jugendinstitut, 2017. 54 p.
- Skrallan D.M., Johan V., Marijke R., Femke V., Frank V.H. Foster parents’ coping style and attitudes toward parenting // Children and Youth Services Review. 2015. V. 53. P. 70–76. doi: 10.1016/j.childyouth.2015.03.
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

