Возможности историко-психологического исследования научных традиций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Статья является откликом на работу А.Л. Журавлева и Ю.Н. Олейника (опубликована в № 3 и № 4 “Психологического журнала” за 2024 г.), посвященную проблеме исследования преемственности психологического знания и научных традиций как механизма ее реализации. Обсуждаются результаты реализации системного подхода при разработке теоретической модели изучения научных традиций. С целью проверки возможностей операционализации понятия “научные традиции” предпринимается попытка анализа становления научной традиции в стенах Психологического института в 1910–1920 гг. на основе предложенной модели. Итоги проведенного анализа позволяют говорить о возможности выявления в качестве объектов традиции не только теоретико-методологических характеристик деятельности сотрудников института, но также его организационной структуры, кадрового состава, работы собственных печатных изданий и т.д. Сделаны выводы о перспективности применения предложенного подхода и трехмерной модели при анализе закономерностей обеспечения преемственности научного знания на разных уровнях коллективного субъекта психологического познания; изучения научной традиции как нового феномена историко-психологического исследования и возможной единицы историко-психологического анализа.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

О. А. Артемьева

ФГБОУ ВО “Иркутский государственный университет”

Автор, ответственный за переписку.
Email: oaartemeva@yandex.ru

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии

Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1

Список литературы

  1. Артемьева О.А. Исследование способностей руководителя научного коллектива в истории советской психологии // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 6. С. 66–75.
  2. Артемьева О.А., Дубровская Л.Д. Г.И. Челпанов и ученики: результаты коллективной научной деятельности сотрудников Психологического института (1912–1923 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. Т. 42. С. 3–20.
  3. Барабанщиков В.А., Журавлев А.Л., Кольцова В.А. Системное исследование психического в работах Б.Ф. Ломова // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 3. С. 5–13.
  4. Будилова Е.А. Категории исторического и логического в методологии истории науки // Категории материалистической диалектики в психологии / Отв. ред.: Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1988. С. 231–242.
  5. Кольцова В.А. Проблемы методологии истории психологии в трудах М.Г. Ярошевского // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Юбилейная научная конференция, посвященная 30-летию Института психологии РАН и 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова, Москва, 28–29 января 2002 года. Т. 4. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2002. С. 134–157.
  6. Кольцова В.А. Системный подход и разработка проблем истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 2. С. 6–18.
  7. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2004. 416 с.
  8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  9. Моргун А.Н., Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1. С. 219–251.
  10. Олейник Ю.Н. Проблемологический подход в истории психологии: состояние разработки и перспективы развития // Современная психология: состояние и перспективы исследований : Юбилейная научная конференция, посвященная 30-летию Института психологии РАН и 75-летию со дня рождения Б.Ф. Ломова, М., 28–29 января 2002 года. Т. 4. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2002. С. 165–177.
  11. Олейник Ю.Н. История психологии как история научных проблем: проблемологический подход // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2018. Т. 2. № 1. С. 20–40.
  12. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 1. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–24.
  13. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Часть 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024 Т. 45. № 4. С. 5–15.
  14. Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. История отечественной психологии: коммуникативно-организационные и содержательно-тематические аспекты развития (вместо введения) // История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее: Материалы международной конференции по истории психологии, Москва, 01–03 июня 2021 года / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, Ю.В. Ковалева, Ю.Н. Олейник. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2023. С. 11–31.
  15. Олейник Ю.Н., Тихонова Э.В. Состояние и перспективы развития методологии отечественной истории психологии (по материалам семинара “Арзамасские чтения — 5”) // Психологический журнал. 2023. Т. 44. № 6. С. 5–15.
  16. Серова О.Е., Гусева Е.П., Козлов В.И. Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования. Документальная летопись. Изд. 2-е. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 280 с.
  17. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. Изд. 2-е, доп. Москва. Политиздат. 1974. 447 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025