Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте
- Авторы: Харламенкова Н.Е.1, Никитина Д.А.1, Шаталова Н.Е.1, Дымова Е.Н.1
- 
							Учреждения: 
							- ФГБУН Институт психологии РАН
 
- Выпуск: Том 45, № 2 (2024)
- Страницы: 39-50
- Раздел: Психология личности
- URL: https://cardiosomatics.ru/0205-9592/article/view/660962
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224020041
- ID: 660962
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Представлены результаты сравнения переживания разных стрессовых ситуаций, в том числе ситуаций оставленности и беспомощности, и способов совладания с ними в подростковом возрасте. Исследование проводилось на выборке учащихся общеобразовательной школы в возрасте 12–14 лет (хвозраст = 12.5; mеdвозраст = 12; sdвозраст = 0.7). Общий объем выборки составил 80 человек (39 девочек и 41 мальчик). Использовались следующие методики: Цветовой тест отношений в адаптации Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда; Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой; Шкала воспринимаемого стресса, детский вариант. Показано, что наиболее трудной для подростков является стрессовая ситуация оставленности, связанная с эмоциональной, информационной или социальной депривацией ребенка. Установлено, что по уровню воспринимаемого стресса подростки этой группы близки (U = 69.0; p = 0.44) к группе респондентов, отметивших в качестве стрессовой ситуации экстремальные жизненные события (группа “Экстремальная ситуация”), и отличаются от подростков, переживающих стресс оценки (U = 51.5; p = 0.02) и беспомощности (U = 82.5; p = 0.019) (группы “Оценочная ситуация” и “Беспомощность” соответственно). Выявлено, что в оценках проективной ситуации, согласно сюжету которой родители на время оставляют ребенка одного дома, группы “Оставленность” и “Экстремальная ситуация” также оказываются схожими (обнаружены преимущественно негативные оценки ситуации). Определено, что при совладании со стрессом для группы “Беспомощность” свойственны копинг-стратегии, указывающие на актуальность обращения к социальной поддержке, а для группы “Оставленность”, в отличие от всех остальных групп, типична стратегия Игнорирование (р < 0.05).
Ключевые слова
Полный текст
 
												
	                        Об авторах
Н. Е. Харламенкова
ФГБУН Институт психологии РАН
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: harlamenkovane@ipran.ru
				                					                																			                								
доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, заместитель директора
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1Д. А. Никитина
ФГБУН Институт психологии РАН
														Email: shatalovane@ipran.ru
				                					                																			                								
кандидат психологических наук, научный сотрудник
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1Н. Е. Шаталова
ФГБУН Институт психологии РАН
														Email: nikitinada@ipran.ru
				                					                																			                								
ведущий специалист
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1Е. Н. Дымова
ФГБУН Институт психологии РАН
														Email: dymovaen@ipran.ru
				                					                																			                								
младший научный сотрудник
Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1Список литературы
- Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. СПб.: Иматон, 1995.
- Залевский Г.В., Завертяева А.А. Диагностика состояния беспомощности в старшем дошкольном возрасте // Медицинская психология в России. 2018. T. 10. № 1. C. 4. doi: 10.24411/2219-8245-2018-11040
- Карпушкина Н.В., Конева И.А., Юдина Е.А. Особенности суицидального поведения подростков с детским церебральным параличом // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 3 (55). С. 149–156. doi: 10.37724/RSU.2020.55.3.018
- Катаргина Г.Н. Анализ понятия “психологическая беспомощность” // Устойчивое развитие науки и образования. 2021. № 5 (56). С. 70–73.
- Колесова Н.А. Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 132–135.
- Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр. и доп. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
- Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К. Чувствительность к отвержению и нарушения психического здоровья // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 119–129.
- Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены “оставленности” и “вовлеченности” // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 71–96. doi: 10.17759/cpse.2022110303
- Циринг Д.А. Психологическое содержание волевого компонента личностной беспомощности у детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 60–63.
- Циринг Д.А., Пономарева И.В., Овчинников М.В. и др. Средовая природа личностной беспомощности: результаты эмпирического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10. С. 283–296. doi: 10.12731/2218-7405-2015-10-25
- Янь Д. Бывшие китайские “оставленные дети” как нынешние субъекты родительского труда: представления о мотивации // Глобальные вызовы демографическому развитию: Сборник научных статей: В 2 т. / Ред. О.А. Козлова [и др.]. Том II. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2022. С. 352–360. doi: 10.17059/udf-2022-4-33
- Breggin P.R., Stolzer J. Psychological helplessness and feeling undeserving of love: Windows into suffering and healing // The Humanistic Psychologist. 2020. V. 48. № 2. P. 113–132. doi: 10.1037/hum0000175
- D’Agostino A., Pepi R., Monti M.R. et al. The feeling of emptiness: a review of a complex subjective experience // Harvard Review of Psychiatry. 2020. V. 28. № 5. Р. 287–295. doi: 10.1097/HRP.0000000000000269
- Humphreys K.L. Future directions in the study and treatment of parent-child separation // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2019. V. 48. № 1. Р. 166–178. doi: 10.1080/15374416.2018.1534209
- Kochel K.P., Rafferty D. Prospective associations between children’s depressive symptoms and peer victimization: The role of social helplessness // British Journal of Developmental Psychology. 2020. V. 38. № 1. Р. 15–30. doi: 10.1111/bjdp.12301
- Lifshin U., Mikulincer M., Kretchner M. Motivated helplessness in the context of the COVID-19 pandemic: Evidence for a curvilinear relationship between perceived ability to avoid the virus and anxiety // Journal of Social and Clinical Psychology. 2020. V. 39. № 6. P. 479–497. doi: 10.1521/jscp.2020.39.6.479
- López J., Velasco C., Noriega C. The role of acceptance in parents whose child suffers from cancer // European Journal of Cancer Care. 2021. V. 30. № 4. Art. e13406. doi: 10.1111/ecc.13406
- Palihawadana V., Broadbear J.H., Rao S. Reviewing the clinical significance of 'fear of abandonment’ in borderline personality disorder // Australasian Psychiatry. 2019. V. 27. № 1. P. 60–63. doi: 10.1177/10398562188 10154
- Ponomareva I.V., Sizova Ya.N., Evstafeeva E.A. Cultural and ethnic factor contributing to personal helplessness: Theoretical foundation of research // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. 2019. V. 7. № 1. P. 91.
- Rygaard N.P. Improving the mental health of abandoned children: Experiences from a global online intervention // American Psychologist. 2020. V. 75. № 9. P. 1376–1388. doi: 10.1037/amp0000726
- Stojanov J., Stankovic M., Zikic O. et al. The risk for nonpsychotic postpartum mood and anxiety disorders during the COVID-19 pandemic // The International Journal of Psychiatry in Medicine. 2021. V. 56. № 4. P. 228–239. doi: 10.1177/0091217420981533
- van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Tearing down or fixing up institutional care for abandoned children? Comment on Rygaard (2020) // American Psychologist. 2022. V. 77. № 1. P. 135–137. doi: 10.1037/amp0000912
- Viniegra C.C., Aumeunier-Gizard M.F. Facilitating integrated mental, emotional, and physical states in children who have suffered early abandonment trauma // European Journal of Trauma & Dissociation. 2021. V. 5. № 4. Art. 100214. doi: 10.1016/j.ejtd.2021.100214
- White B.P. The perceived stress scale for children: A pilot study in a sample of 153 children // International Journal of Pediatrics and Child Health. 2014. V. 2 (2). Р. 45–52. doi: 10.12974/2311-8687.2014.02.02.4
- Zhu S., Zhuang Y., Ip P. Impacts on children and adolescents’ lifestyle, social support and their association with negative impacts of the COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. V. 18. № 9. Art. 4780. doi: 10.3390/ijerph18094780
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

