НЕБЕСА ПАДАЮТ: МАТЕМАТИКА ДЛЯ НЕМАТЕМАТИКОВ
- Авторы: Вавилов Н.А.1, Халин В.Г.2, Юрков А.В.2
- 
							Учреждения: 
							- Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет математики и компьютерных наук
- Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет
 
- Выпуск: Том 511 (2023)
- Страницы: 144-160
- Раздел: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ВЕКА
- URL: https://cardiosomatics.ru/2686-9543/article/view/647956
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686954323340015
- EDN: https://elibrary.ru/DRVXKS
- ID: 647956
Цитировать
Полный текст
 Открытый доступ
		                                Открытый доступ Доступ предоставлен
						Доступ предоставлен Доступ платный или только для подписчиков
		                                							Доступ платный или только для подписчиков
		                                					Аннотация
Математическое образование, как массовое образование, так и преподавание математики нематематикам на университетском уровне, находятся в ужасающем состоянии и быстро деградируют. Мы убеждены, что преподавание математики нематематикам должно быть полностью реформировано как в том, что касается его содержания, так и, в особенности, стиля. С традиционными подходами такой переход займет десятилетия, с непредсказуемыми результатами. Этого времени у нас нет. Появление систем Компьютерной Алгебры дает математическому сообществу шанс на изменение этой ситуации. В настоящей статье мы описываем один проект такого рода реформы, осуществленный в Санкт-Петербургском государственном университете.
Об авторах
Н. А. Вавилов
Санкт-Петербургский государственный университет, Факультет математики и компьютерных наук
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: nikolai-vavilov@yandex.ru
				                					                																			                												                								Россия, 
Санкт-Петербург						
В. Г. Халин
Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: vhalin@yandex.ru
				                					                																			                												                								Россия, Санкт-Петербург						
А. В. Юрков
Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет
							Автор, ответственный за переписку.
							Email: ayurkov@gmail.com
				                					                																			                												                								Россия, Санкт-Петербург						
Список литературы
- Vavilov N.A., Khalin V.G., Yurkov A.V. Mathematica for a non-mathematitian Electronic textbook // Moscow Centre Continuous Math. Education: Moscow. 2021. 483 p. (in Russian), ISBN 978-5-4439-3584-3.
- Rokhlin V.A. Teaching mathematics to non-mathematicians // In V. A. Rokhlin–Memorial. Topology, geometry, and dynamics, 19–32, Contemp. Math., 772, Amer. Math. Soc., [Providence], RI, 2021 (First published in English in Computer Tools in Education. 2015. № 3. P. 50–60).
- Thurston W.P. Mathematical education // Notices Amer. Math. Soc. 1990. V. 37. P. 844–850.
- Garfunkel S.A., Young G.S. The sky is falling // Notices Amer. Math. Soc. 1998. V. 45. № 2. P. 256–257.
- Bressoud D.M. Is the sky still falling? // Notices Amer. Math. Soc. 2009. V. 56. № 1. P. 20–25.
- Bass H. Mathematics, mathematicians, and mathematics education // Bull. Amer. Math. Soc., New Ser. 2005. V. 42. № 4. P. 417–430.
- Hardy G.H. A mathematician’s apology. With a foreword by C.P. Snow. Reprint of the 1992 edition. Canto Classics. Cambridge: Cambridge University Press (ISBN 978-1-107-60463-6/pbk). 2012. 153 p.
- Manin Yu. Mathematics as metaphor. (Selected Essays, with Foreword by F. Dyson). Providence, RI: American Mathematical Society, 2021.
- Borovik A.V. Calling a spade a spade: Mathematics in the new pattern of division of labour, In Mathematical Cultures: The London Meetings 2012–14 (B. Larvor, ed.). Trends in the History of Science. Springer, 2016, 347–374. ISBN 978-3-319-28580-1. https://doi.org/10.1007/978-3-319-28582-5_20
- Borovik A.V. Mathematics for makers and mathematics for users, In Humanizing Mathematics and its Philosophy: Essays Celebrating the 90th Birthday of Reuben Hersh (B. Sriraman ed.), Birkhauser, 2017. P. 309–327. ISBN 978-3-319-61231-7.https://doi.org/10.1007/978-3-319-61231-7_22
- Konstantinov N.N., Semenov A.L. Productive education in the mathematical school // Chebyshevskii Sbornik. 2021. V. 22. № 1 (77). P. 413–446 (in Russian).
- Lebesgue H. La mesure des grandeurs. Nouveau tirage. Paris: Librairie Scientifique et Technique Albert Blanchard. 1975. P. 184.
- Neretin Yu. On variants of entrance exams. Moscow Inst. Electronics and Mathematics, Technical report 1999. 8 p. (in Russian). https://www.mat.univie.ac.at/ neretin/obraz/vstup.pdf
- Dieudonné J. Should we teach “modern” mathematics? // American Scientist. January–February. 1973. V. 61. № 1. P. 16–19.
- Grothendieck A. Recoltes et semailles. Rпlexions et témoignage sur un passé de mathématicien1010 Этот текст никогда официально не публиковался по-французски, но имеются частичные переводы на русский и японский языки, опубликованные в 2002 и 2015 г. соответственно.. 1986. 929 p. https://jmrlivres. files.wordpress.com/2009/11/ recoltes-et- semailles.pdf
- Wu Hung-Hsi. “Order of operations” and other oddities in school mathematics. 2004. 11 p. https://math.berkeley.edu/wu/order5.pdf
- Klein F. Elementarmathematik vom höheren Standpunkte aus. Erster Band: Arithmetik. Algebra. Analysis. Berlin: Verlag von Julius Springer 1933. Nachdruck 1968. 309 s.
- Vavilov N. Reshaping the metaphor of proof // Philos Trans. Roy. Soc. A. 2019. V. 377. № 2140. P. 1–18.https://doi.org/10.1098/rsta.2018.0279
- Taylor P. Teach the Mathematics of mathematicians // Educ. Sci. 2018. V. 8. № 2, 56. 10 p. https://doi.org/10.3390/educsci8020056
- Borwein J.M. Implications of experimental mathematics for the philosophy of mathematics. In Proof and Other Dilemmas: Mathematics and Philosophy. Providence, RI: Amer. Math. Soc. 2008. P. 33–61.
- Zeilberger D. Theorems for a price: tomorrow’s semi-rigorous mathematical culture // Notices Amer. Math. Soc. 1993. № 40. P. 978–981; reprinted in Math. Intelligencer. 1994. V. 16. № 4. P. 11–14.
- Jaffe A., Quinn F. Theoretical mathematics: toward a cultural synthesis of mathematics and theoretical physics // Bull. Amer. Math. Soc. (N.S.). 1993. V. 29. № 1. P. 1–13.https://doi.org/10.1090/S0273-0979-1993-00413-0
- Vavilov N.A. Computers as novel mathematical reality. I. Personal account // Computer Tools in Education. 2020. № 2. P. 5–26 (in Russian).
- Borovik A. A mathematician’s view of the unreasonable ineffectiveness of mathematics in biology // Biosystems. July 2021. V. 205. P. 104410.https://doi.org/10.1016/j.biosystems.2021.104410
- Elkies N.D. On // Math. Comput. 1988. V. 51. P. 825–835.
- Berndt B.C., Bhargava S. Ramanujan for low-brows // Amer. Math. Monthly. 1993. V. 100. P. 644–656.
- Bailey D.H., Borwein J.M., Borwein P.B., Plouffe S. The quest for Pi // Math. Intelligencer. 1997. V. 19. № 1. P. 50–57.
- Bailey D., Borwein P., Plouffe D. On the rapid computation of various polylogarithmic constants // Math. Comput. 1997. V. 66. № 218. P. 903–913.
- Bourbaki N. Éléments de mathématique. Tous les 28 tomes, y compris le dernier tome Topologie Algлrique Chapitre 1–4. 2017, Berlin: Springer, 7902 p., ISBN 978-3-662-53102-0/pbk.
- Borwein D., Borwein J.M. Some remarkable properties of sinc and related integrals // The Ramanujan Journal. 2001. V. 5. № 1. P. 73–89.
- Bailey D.H., Borwein J.M. Experimental mathematics: examples, methods and implications // Notices Amer. Math. Soc. 2005. V. 52. № 5. P. 502–514.
- Burazin A.D., Jungić V., Lovric M. A cultural challenge: teaching mathematics to non-mathematicians. Maple Trans. July 2021. V. 1. № 1. Article 14144. 11 p. https://doi.org/10.5206/mt.v1i1.14144
- Jungić V., Burazin A. On experimental mathematics and mathematics education // Amer. Math. Monthly. 2021. V. 128. № 9. P/ 832–844.
- Ivanov O.A., Fridman G.M. Discrete Mathematics and Programming in Wolfram Mathematica, Piter Publishers: St Petersburg, 2019, 349 p. (in Russian).
Дополнительные файлы
 
				
			 
						 
						 
						 
					 
						 
									

 
  
  
  Отправить статью по E-mail
			Отправить статью по E-mail 

