Е.В. Барсов в поиске имперских корней венчания русских государей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Секретарь Московского общества истории и древностей Российских Е.В. Барсов создал свой классический труд о византийских источниках чина венчания русских государей к коронации Александра III в 1883 г. Рассмотрев его источники и ход работы в контексте современных знаний о поздневизантийских и русских чинах венчания, мы показали, что задачи Барсов ставил чисто археографические, издавая новые тексты и оставляя вне поле зрения известные. Задачу найти в глубине веков «греческие оригиналы» русского обряда коронации, поставленную официальной концепцией XIX в., он выполнил частично. Опубликовав рукопись Ярославского архиерейского дома, составитель которой размышлял над византийскими корнями коронации Петра II в 1728 г., Барсов установил, что приведенный в ней трактат Псевдо-Кодина впервые был использован на коронации Федора Алексеевича в 1676 г. Археограф описал эту реформу с формальной точки зрения, но не смог выяснить ее суть, состоявшую в утверждении в России идеологии священного царства, потому что опубликовал не полный чин 1676 г., а выжимку из него. Отказавшись от возведения русского чина к мифической коронации Владимира Мономаха, Барсов попытался найти «греческие оригиналы» для русской коронации с чина Дмитрия-внука 1498 г., опираясь на статью А.В. Горского о молитвах из греческого Евхология на венчании императора и описание коронации Мануила II в «хождении» Игнатия Смольнянина, включенного в Ярославскую рукопись. Последнее в русских чинах не было использовано, а молитвы, включенные в Требник после падения Константинополя вместе с процитированном в чине 1498 г. литературным текстом Тестамента Псевдо-Василия Македонянина, отражали религиозную и культурную преемственность русской традиции от греческой, а не заимствование коронационного обряда, опиравшегося до 1645 г. на русскую «старину». Византийский этап в русских чинах венчания был начат заимствованием греческого обряда по трактату Псевдо-Кодина (а не сходных греческих текстов) в 1676 г. и завершился коронацией Николая II в 1896 г.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Андрей Петрович Богданов

Институт российской истории РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: otech_ist@mail.ru

доктор исторический наук, ведущий научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. ААЭ. Т. II. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1836. 413 с.
  2. Атанасов П. Украинские кириллические старопечатные книги XVI–XVII вв. в Болгарии (к вопросу о болгарско-украинских культурных связях) // Советское славяноведение. М.: Наука, 1972. № 6. С. 672–683.
  3. Барсов Е.В. Древне-русские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами: С ист. очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1883. [4], II, XXXVI, 160 с.
  4. Бибиков М.В. «Великие василевсы» Византийской империи: к изучению идеологии и эмблематики сакрализации власти // Н.А. Хачатурян. Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти. М.: Наука, 2006. С. 29‒51.
  5. Богданов А.П. «Прения с греками о вере» 1650 г.: Отношения Русской и Греческой церквей в XI–XVII вв. М.: Академический проект, 2020. 563 с.
  6. Богданов А.П. Конец «Третьего Рима» и утверждение имперского самосознания в последние годы Московского царства // Человек между царством и империей: культурно-исторические реалии, идейные столкновения, рождение перспектив; сб. материалов международной конференции. М.: Ин-т человека РАН, 2003. С. 47–59.
  7. Богданов А.П. Почему «Третий Рим»? Арсений Суханов о месте России в мировом православии // Диалог со временем = Dialogue with time: альманах интеллектуальной истории. 2020. Вып. 70. М.: Аквилон, 2020. С. 72–85.
  8. Богданов А.П. Российское православное самодержавное царство // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI‒XX вв.). Вып. 2. Царь и царство в русском общественном самосознании. М.: ИРИ РАН, 1999. С. 94–111.
  9. Богданов А.П. Россия между царством и империей. Конец Третьего Рима и начало великой державы // Проблемы российской истории. Вып. IV. Магнитогорск: Изд. Магнитогорского ун-та, 2004. С. 17–33.
  10. Богданов А.П. Русские патриархи. М.: Академические проект, Трикста, 2022. 959 с. С. 356‒357.
  11. Богданов А.П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М.: Академический проект. 2018. 760 с.
  12. Богданов А.П. Чины венчания российских царей // Культура средневековой Москвы. М.: Наука, 1995. С. 211–224.
  13. Богданов А.П., Пентковский А.М. Житие Николы в Лицевом летописном своде // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М.: ИИ СССР АН СССР, 1985. С. 92–108.
  14. Богданов А.П., Пентковский А.М. Сведения о бытовании Книги Царственной («Лицевого свода») в XVII в. // Исследования по источниковедению истории СССР XIII–XVIII вв.: ежегодник Отдела источниковедения дооктябрьского периода Института истории СССР АН СССР. М.: ИИ СССР АН СССР, 1983. С. 61–95.
  15. Богданов А.П., Пентковский А.М. Судьба Лицевого свода Ивана Грозного // Русская речь. Журнал Института русского языка АН СССР. 1984. № 5. С. 92–100.
  16. Бурсон А.Е. Чин поставления на великое княжение Дмитрия-внука и проблема византийского идейно-политического наследия в конце XV – начале XVI в. // Византийский временник. Т. 57 (82). М.: Изд. АН СССР, 1997. С. 110–129.
  17. Бычкова М.Е. Судебник 1497 г. и Чин поставления на великое княжество 1498 г.: идея власти государя // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI‒XIX вв.: [Сб. ст.]. М.: Парад, 2000. С. 172‒183.
  18. Варлаам (Денисов), архим. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря // Ученые записки II Отделения имп. Академии Наук. СПб.: тип. имп. Академии Наук, 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 61‒64.
  19. Василия Македонянина царя греческаго увещательныя LXVI глав к сыну своему Льву. С ельлинскаго на славенороссийский язык в Казанской семинарии переведенныя. М.: Унив. тип., 1776. [16], 92 с.
  20. Венчание русских государей на царство начиная с царя Михаила Федоровича до Императора Александра III. СПб.: тип. Эдуарда Гоппе, 1883. 293 с.
  21. Вернадский Г.В. Византийские учения о власти императора и патриарха // Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова. Прага: Seminarium Kondakovianum, 1926. С. 143‒154.
  22. Гаранiн С.Л. Шляхамi даўнiх вандраванняў: Гiстарычна-тэарэтычны нарыс развiцця беларускай паломнiцкай лiтаратуры XII-XVI ст. Мiнск: Тэхналогія, 1999. 203 с.
  23. Горский A.B. О священнодействии венчания и помазания царей на царство // Прибавления к изданию творений св. отцев в русском переводе. Ч. 29. Кн. 1. М.: тип. Лаврова, 1882. С. 117‒151.
  24. Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. III. Книги богослужебные. Ч. I. М.: Синодальная типография, 1869. [4], XXII, 584 с.
  25. ДАИ. Т. 1. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1846. 446 с.
  26. ДРВ. Изд. 2-е. Ч. VII. М.: Унив. тип., 1788. VI, 446 с.
  27. Жаворонков П.И. Избрание и коронация никейских императоров // Византийский временник. М.: Наука, 1988. № 49. С. 55‒59.
  28. Зернова А. Белорусский печатник Спиридон Соболь // Книга: Исследования и материалы. М.: Книга, 1965. Т. 10. С. 126–145.
  29. Идея Рима в Москве XV–XVI века. Источники по истории русской общественной мысли / Публ. Н.В. Синицына, Я.Н. Щапов. М.: б. и., 1989. 199 с.
  30. Клосс Б.М. Избранные труды. Т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. М.: Языки русской культуры, 2001. 288 с.
  31. Константин Багрянородный. Об управлении империей / Текст, пер., коммент. / Под ред. Г.Г. Литаврина, А.П. Новосельцева. 2-е изд., испр. М.: Наука, 1991. 493,[3] с.
  32. Курбский А.М. История о великом князе Московском. М.: Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2001. 161, [2] с.
  33. Лекарство на оспалый умысл человечий. Острог: Тип. острожская, 29 июля 1607. 183 л.
  34. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.) СПб.: Алетейя, 2000. 413, [2] с.
  35. Лопарев Х.М. К чину царского коронования в Византии // Сборник статей в честь Димитрия Фомича Кобеко от его сослуживцев по Имп. Публичной библиотеке. СПб.: тип. М.А. Александрова, 1913. С. 1‒11.
  36. Лопарев Х.М. О чине венчания русских царей // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1887. Ч. 253. С. 312–319.
  37. Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников, XII‒XV вв.: Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 437, [1] с.
  38. Морозова Л.Е. Две редакции чина венчания на царство Алексея Михайловича // Культура славян и Русь. М.: Наука, 1988. С. 457–471.
  39. Неизвестная редакция «Второго поучения» Василия I (867‒886) Льву VI / Предисл., публ. и пер. И.С. Чичурова // Труды кафедры древних языков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Алетейя, 2000. С. 201‒212.
  40. Николов, Ангел. Средневековый славянский перевод «Учительных глав» императора Василия I: проблемы изучения рукописной традиции и ранних печатных изданий // XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2009. С. 41‒47.
  41. Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: Искусство и культура. М.: Наука, 1973. С. 33‒42.
  42. Перетц В.[Н.] Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVII вв. // Сборник Отделения русского языка и словесности. Т. 101. Л.: б. и., 1926. № 2. С. 1–176.
  43. Покровский Н.В. Чин коронования государей в его истории. СПб.: тип. Департамента уделов, 1882. 32 с.
  44. Поляковская М.А. Поздневизантийский чин коронования василевса // Византийский временник. Т 68 (93). М.: Наука, 2009. С. 5‒24.
  45. Поляковская М.А. Византийский дворцовый церемониал XIV в.: «Театр власти». Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2011. 344 с.
  46. Поляковская М.А. Император и народ в Византии XIV в. в рамках церемониального пространства // Античная древность и средние века. Вып. 34. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. С. 314‒321.
  47. Попов К.М. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина): [Чин коронования в Византии] // Богословский вестник. Журнал Московской духовной академии. 1896. Т. 2. № 4. С. 59–72.
  48. Прокофьев Н.И. Книга хожений: Записки русских путешественников XI‒XV вв. М.: Советская Россия, 1984. 447 с.
  49. Прокофьев Н.И. Русские хождения XII‒XV вв. // Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. Ученые записки. Вып. 363. Литература Древней Руси и XVIII в. М.: МПГИ, 1970. 354 с.
  50. Прокофьев Н.И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ, 1978. Вып. 2. 151 с. С. 123‒149.
  51. Прохоров Г. «Посторонние статьи» (в том числе Послание мудрого Феофана) в Погодинском № 27 Апостоле и «Слово о житьи и преставлении» Дмитрия Донского // ТОДРЛ. Т. 49. СПБ.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 59–77.
  52. ПСЗ‒1. Т. II. СПб.: тип. II отд. собств. е.и.в. канцелярии, 1828. 979 с.
  53. ПСРЛ. Т. 11. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1897. VII, 254, [1] с.
  54. ПСРЛ. Т. XXII / сост. Б.М. Клосс. М.: Языки славянских культур, 2005. 896 с.
  55. ПСРЛ. Т. XXVIII / сост. К.Н. Сербина. М.; Л.: Наука, 1962, 411 с.
  56. Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог. Л.: Изд. Гос. публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, 1988. 340, [2] с.
  57. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. Харьков: тип. и литография М. Зильберберг и сыновья, 1901. 265 с.
  58. Сахаров И.П. Сказания русского народа. 3-е изд. Т. 2. СПб.: тип. И.П. Сахарова, 1849. 675 с.
  59. СГГиД. Ч. II. М.: тип. Селивановского, 1819. [4], VIII, [20], 610, [2] с.
  60. СГГиД. Ч. III. М.: тип. Н.С. Всеволожскаго, 1822. [4], III, [11], 540 c.
  61. Синицына Н.В. Третий Рим. : истоки и эволюция русской средневековой концепции ( XV‒XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 410, 4 с.
  62. Татищев В.Н. История российская. В 7 т. М.; Л.: Изд. Академии Наук СССР, 1965. Т. 5. 343 с.
  63. Тестамент Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу. М.: Государев печатный двор, 1661. [1], [177] с.
  64. Тестамент или завет Василиа царя Греческаго к сыну его, Лву философу. М.: Тип. Верхняя, январь 1680. 104 л.
  65. Тестамент царя Василия к своему сыну Льву. Могилев: тип. могилевская, 1638. 28 л. первой паг.
  66. Тестамент, или Завет Василия, царя греческого, к сыну его Льву Философу. СПб.: б. и., 1718. 68 л.
  67. Тихонюк И.А. Чин поставления Дмитрия-внука // Русский феодальный архив XIV ‒ первой трети XVI века. М.: ИИ СССР АН СССР, 1987. Вып. 3. 695 с. С. 604–607.
  68. Турилов А.А., Фёдорова И.В. Игнатий Смольнянин // Православная энциклопедия. Т. 21. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2009. 751 с. С. 151‒152.
  69. Ульянов О.Г. О времени возникновения инаугурационного миропомазания в Византии, на Западе и в Древней Руси // Русь и Византия: Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада: Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. М.: ИВИ РАН, 2008. С. 133‒140.
  70. Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы 862‒1720 г. Кн. 1. Харьков: Унив. тип., 1859. [2], 448 с.
  71. Хождение Игнатия Смольнянина / Под ред. С.В. Арсеньева // Православный палестинский сборник. СПб.: Изд. Имп. православного Палестинского общества, 1887. Т. 4. Вып. 3(12). 68 с.
  72. Чичуров И.С. О датировке и актуальности поучений Василия I // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1987 г. М.: Наука, 1989. С. 173–178.
  73. Шевченко М.Н. Об эволюции чина венчания на царство российских монархов во второй половине XVI века // Вестник Оренбургского государственного педагогического ун-та. 2016. № 3 (19). С. 199‒208.
  74. Щапов Я.Н. К изучению «Чина венчания на царство» Ивана IV // Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и политическая практика: IХ Междунар. семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму» (Москва, 29—31 мая 1989 г.) / отв. ред. А. Н. Сахаров. М.: Наука, 1995. С. 213‒225.
  75. Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies: With the Greek Ed. of the Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae (Bonn, 1829) / Introd., transl. and comment. A. Moffatt, M. Tall. Canberra: Australian National University, 2012. 2 vol. XXXVIII, 508; VI, 509‒870 p.
  76. Constantini Porphyrogeniti imperatoris. De cerimoniis aulae Byzantinae / Ε rec. J.J. Reiskii. Vol. I. Bonnae, 1829. 534 p.
  77. George Codinus. De officialibus Palatii cpolitani et de officiis magnae ecclesiae liber. Bonnae: Impensis Ed. Weberi. 1839. 435 s.
  78. Georgius (Codinus). De Officialibus Palatii Constantinopolitani, & officiis magnae ecclesiae. Commelinus, 1596. 448 p.
  79. Georgius Codinus Curopalata. De officiis et officialibus magnae ecclesiae et aulae Constantinopolitanae. Parisiis: Apud Sebastianum Cramoisy. 1625. 363 p.
  80. Georgivs Codinvs. Cvropalata. De officiis magnæ ecclesiæ, et avlæ Constantinopolitanæ. Parisiis: E typographia regia [Cvrante Sebastiano Cramoisy], 1648. 422 p.
  81. Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV / Ed. L. Schopen. Graece et latine / Vol. I. Bonnae: Impensis E. Weberi, 1828. 488 p.
  82. Macrides, Ruth J., Munitiz, Joseph A., Angelov, Dimiter. Pseudo-Kodinos and the Constantinopolitan Court: Offices and Ceremonies. Farnham, Surrey: Ashgate, 2013. 540 p.
  83. Pseudo-Kodinos. Traité des offices / trad. par Jean Verpeaux. Paris: Éditions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1966. 420 p.
  84. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries / By George P. Majeska. Washington, 1984. 463 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025